Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Встречи на Урале

01 января 2007

СЕМЬ НОТ

В Екатеринбурге в завершение сезона прошёл фестиваль фортепианной музыки

Юрий ДАНИЛИН

Играли лауреаты Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Здесь началось возвращение в музыку этой замечательной пианистки. Когда мы начинали конкурс в её честь, мечтали, чтобы молодые пианисты обязательно играли в зале Корто и в городе Нижний Тагил. Все мечты теперь сбылись благодаря поддержке Фонда первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Фестиваль открылся в зале Свердловской государственной филармонии. Уральский академический филармонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр – Дмитрий Лисс) под управлением ЭНХЭ (Энхбаатар Баатаржавын) исполнил Концерт № 2 Фридерика Шопена и Третий концерт Сергея Рахманинова. Солировали Филипп Копачевский и Наталья Талдыкина, яркие, талантливые пианисты. Несмотря на жару, зал был полон. И бурно приветствовал музыкантов. Филипп Копачевский заметно выделяется среди молодых исполнителей особой одарённостью, блестящей техникой, художественным вкусом и безраздельной преданностью инструменту. Он всегда у рояля, даже если на улице, в кафе или в номере гостиницы в редкие перерывы между репетициями. Совершенно чужд подражательству. Ищет себя. И, как мне кажется, да и не только мне, не без успеха. У него какая-то особая звуковая культура. Очень привлекательная. Самый многообещающий студент Московской консерватории (он занимается в классе профессора С.Л. Доренского); пианистической ясностью, совершенством, собственной эстетикой напоминает мне японский иероглиф – логичный, изящный, всегда в чём-то таинственный. Надеюсь, пианиста не обидит сравнение. Тем более что он неравнодушен к японской культуре, много играет в этой стране и нынешним летом проведёт там чуть ли не месяц. Приятно, что успехи молодого пианиста замечены таким взыскательным музыкантом, как народный артист СССР Владимир Спиваков: с его оркестром Копачевский уже выступил в Москве и готовится к осеннему турне коллектива.

Наталья Талдыкина – солистка Новосибирской государственной филармонии – исключительно способная пианистка. Но, к сожалению, живёт в тысячах километров от Москвы. В глубине России, пожалуй, ярче и интереснее пианистки нет. Но в Москве об этом не догадываются, и в столице она не играет. Нет у нас в Министерстве культуры одарённого музыкального начальника. И это большая беда: время неумолимо, и самые творчески насыщенные годы уходят на ожидания. Третий концерт Рахманинова, сложнейший во всех отношениях, был сыгран ею, что называется, на одном дыхании: мощно, энергично, захватывающе. Одно утешение – Наталья Талдыкина вошла в жюри Третьего Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко и преданных ценителей её творчества ждёт сольный концерт пианистки и выступление на открытии.

Концерты фестиваля проходили также в зале Маклецкого и в Большом зале Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Дмитрий Аблогин был в этот раз склонен к лёгкой меланхолии и великолепно сыграл «Детские сцены» Шумана, ор.15. Слушатели отдали должное и очень способному пианисту Михаилу Турпанову, блестяще сыгравшему 13 Прелюдий С. Рахманинова, ор. 32. Миша так заметно растёт профессионально, что в любой программе обязательно удивит чем-нибудь новеньким. В этот раз – редким пониманием Рахманинова, в зале стояла полная тишина, пианист абсолютно владел слушателями, и они устроили ему вполне заслуженную овацию.

Кульминацией фестиваля стал концерт в Нижнем Тагиле. Пришли удивительные люди, знавшие Веру Августовну, прекрасно помнящие её выступления. Многие уже в весьма преклонных годах и не без труда добрались до концертного зала. Но «не добраться» не могли. Как сказала мне одна почтенного возраста дама – никогда бы себе этого не простила. Какое счастье было вместе с ними вспоминать пианистку, всё в этом городе было ей знакомо. Надо заметить, что и в Екатеринбурге обнаружилось немало людей, слушавших в своё время Лотар-Шевченко. Ко мне подходил бодрый такой джентльмен, сообщивший, что в школьные годы в Одессе был на её концерте. Играла сонаты Бетховена и «Образы» Дебюсси. «Затонувший собор» у неё был не затонувшим, а вынырнувшим»… Помнит до сих пор. Лауреаты конкурса тоже оценили ситуацию и играли бесподобно. Полина Куликова, Лев Терсков, Елена Садчикова и Константин Тюлькин, абсолютно разные, ни в чём не похожие пианисты, продемонстрировали исключительные умения, взволновали зал мастерством, праздник получился необыкновенный. После концерта никто никуда не ушёл, пока не поблагодарил каждого пианиста персонально. Вот такой замечательный город – Нижний Тагил, и такие благодарные люди, живущие в нём.

Проходит год Франции в России – это была самая трогательная и человечная его страничка.

Очередной музыкальный сезон позади. Довольно скучный. Но с потрясающим финалом – в Москву приехал Молодёжный оркестр Венесуэлы имени Симона Боливара с художественным руководителем и главным дирижёром Густаво Дудамелем. Оркестр весьма приличный. Чайковский, правда, не совсем им удался – в других ритмах живут, «Во поле берёзка стояла» до конца ими ещё не понята и не принята. Но дело в другом: все музыканты оркестра и сам дирижёр – благодарные «жертвы» принятой в стране Национальной системы молодёжных, детских и дошкольных оркестров. Придумал всё это присутствующий на концерте Хосе Антонио Абреу. Какие восхитительные и умные люди живут в Венесуэле! Зал стоя приветствовал профессора Абреу. И было за что. В два года малыши страны получают в подарок игрушечные инструменты, а в четыре, выбрав самый любопытный для себя, приступают к настоящим занятиям. Когда появляются первые успехи, государство дарит им дорогие инструменты. Не скупится. Государству нравится классическая музыка. И оно заинтересовано в том, чтобы дети из бедных семей получили подлинное образование. Ну почему всё это у Уго Чавеса, а не у нас? У нас же пылятся в различных музеях пятьсот роялей, на которых когда-то играли всякие замечательные люди. Никому не приходит в голову, что лучшая память о них – звучащий, а не умолкнувший рояль. Почему бы на время не предоставлять их лучшим молодым музыкантам, заявившим себя на международных конкурсах. Пусть этот будет хоть и временное, но весьма основательное поощрение их способностей государством. В общем, пора решительно менять чиновника Шалашова на профессора Абреу. Иначе и у нас вскоре переведутся приличные исполнители…

Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS