В Екатеринбурге в завершение сезона прошёл фестиваль фортепианной музыки
Играли лауреаты Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Здесь началось возвращение в музыку этой замечательной пианистки. Когда мы начинали конкурс в её честь, мечтали, чтобы молодые пианисты обязательно играли в зале Корто и в городе Нижний Тагил. Все мечты теперь сбылись благодаря поддержке Фонда первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Фестиваль открылся в зале Свердловской государственной филармонии. Уральский академический филармонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр – Дмитрий Лисс) под управлением ЭНХЭ (Энхбаатар Баатаржавын) исполнил Концерт № 2 Фридерика Шопена и Третий концерт Сергея Рахманинова. Солировали Филипп Копачевский и Наталья Талдыкина, яркие, талантливые пианисты. Несмотря на жару, зал был полон. И бурно приветствовал музыкантов. Филипп Копачевский заметно выделяется среди молодых исполнителей особой одарённостью, блестящей техникой, художественным вкусом и безраздельной преданностью инструменту. Он всегда у рояля, даже если на улице, в кафе или в номере гостиницы в редкие перерывы между репетициями. Совершенно чужд подражательству. Ищет себя. И, как мне кажется, да и не только мне, не без успеха. У него какая-то особая звуковая культура. Очень привлекательная. Самый многообещающий студент Московской консерватории (он занимается в классе профессора С.Л. Доренского); пианистической ясностью, совершенством, собственной эстетикой напоминает мне японский иероглиф – логичный, изящный, всегда в чём-то таинственный. Надеюсь, пианиста не обидит сравнение. Тем более что он неравнодушен к японской культуре, много играет в этой стране и нынешним летом проведёт там чуть ли не месяц. Приятно, что успехи молодого пианиста замечены таким взыскательным музыкантом, как народный артист СССР Владимир Спиваков: с его оркестром Копачевский уже выступил в Москве и готовится к осеннему турне коллектива.
Наталья Талдыкина – солистка Новосибирской государственной филармонии – исключительно способная пианистка. Но, к сожалению, живёт в тысячах километров от Москвы. В глубине России, пожалуй, ярче и интереснее пианистки нет. Но в Москве об этом не догадываются, и в столице она не играет. Нет у нас в Министерстве культуры одарённого музыкального начальника. И это большая беда: время неумолимо, и самые творчески насыщенные годы уходят на ожидания. Третий концерт Рахманинова, сложнейший во всех отношениях, был сыгран ею, что называется, на одном дыхании: мощно, энергично, захватывающе. Одно утешение – Наталья Талдыкина вошла в жюри Третьего Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко и преданных ценителей её творчества ждёт сольный концерт пианистки и выступление на открытии.
Концерты фестиваля проходили также в зале Маклецкого и в Большом зале Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Дмитрий Аблогин был в этот раз склонен к лёгкой меланхолии и великолепно сыграл «Детские сцены» Шумана, ор.15. Слушатели отдали должное и очень способному пианисту Михаилу Турпанову, блестяще сыгравшему 13 Прелюдий С. Рахманинова, ор. 32. Миша так заметно растёт профессионально, что в любой программе обязательно удивит чем-нибудь новеньким. В этот раз – редким пониманием Рахманинова, в зале стояла полная тишина, пианист абсолютно владел слушателями, и они устроили ему вполне заслуженную овацию.
Кульминацией фестиваля стал концерт в Нижнем Тагиле. Пришли удивительные люди, знавшие Веру Августовну, прекрасно помнящие её выступления. Многие уже в весьма преклонных годах и не без труда добрались до концертного зала. Но «не добраться» не могли. Как сказала мне одна почтенного возраста дама – никогда бы себе этого не простила. Какое счастье было вместе с ними вспоминать пианистку, всё в этом городе было ей знакомо. Надо заметить, что и в Екатеринбурге обнаружилось немало людей, слушавших в своё время Лотар-Шевченко. Ко мне подходил бодрый такой джентльмен, сообщивший, что в школьные годы в Одессе был на её концерте. Играла сонаты Бетховена и «Образы» Дебюсси. «Затонувший собор» у неё был не затонувшим, а вынырнувшим»… Помнит до сих пор. Лауреаты конкурса тоже оценили ситуацию и играли бесподобно. Полина Куликова, Лев Терсков, Елена Садчикова и Константин Тюлькин, абсолютно разные, ни в чём не похожие пианисты, продемонстрировали исключительные умения, взволновали зал мастерством, праздник получился необыкновенный. После концерта никто никуда не ушёл, пока не поблагодарил каждого пианиста персонально. Вот такой замечательный город – Нижний Тагил, и такие благодарные люди, живущие в нём.
Проходит год Франции в России – это была самая трогательная и человечная его страничка.
Очередной музыкальный сезон позади. Довольно скучный. Но с потрясающим финалом – в Москву приехал Молодёжный оркестр Венесуэлы имени Симона Боливара с художественным руководителем и главным дирижёром Густаво Дудамелем. Оркестр весьма приличный. Чайковский, правда, не совсем им удался – в других ритмах живут, «Во поле берёзка стояла» до конца ими ещё не понята и не принята. Но дело в другом: все музыканты оркестра и сам дирижёр – благодарные «жертвы» принятой в стране Национальной системы молодёжных, детских и дошкольных оркестров. Придумал всё это присутствующий на концерте Хосе Антонио Абреу. Какие восхитительные и умные люди живут в Венесуэле! Зал стоя приветствовал профессора Абреу. И было за что. В два года малыши страны получают в подарок игрушечные инструменты, а в четыре, выбрав самый любопытный для себя, приступают к настоящим занятиям. Когда появляются первые успехи, государство дарит им дорогие инструменты. Не скупится. Государству нравится классическая музыка. И оно заинтересовано в том, чтобы дети из бедных семей получили подлинное образование. Ну почему всё это у Уго Чавеса, а не у нас? У нас же пылятся в различных музеях пятьсот роялей, на которых когда-то играли всякие замечательные люди. Никому не приходит в голову, что лучшая память о них – звучащий, а не умолкнувший рояль. Почему бы на время не предоставлять их лучшим молодым музыкантам, заявившим себя на международных конкурсах. Пусть этот будет хоть и временное, но весьма основательное поощрение их способностей государством. В общем, пора решительно менять чиновника Шалашова на профессора Абреу. Иначе и у нас вскоре переведутся приличные исполнители…