ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК
Может ли современный детский журнал отучить ребёнка читать?
Родители, педагоги, журналисты и даже некоторые чиновники бьются над одним из самых серьёзных вопросов современности: как научить детей читать? Не рекламные плакаты или телепрограмму на неделю, не инструкцию по использованию новой электронной игры, а книги. Художественные, познавательные, приключенческие, исторические. Как заинтересовать? Как сделать, чтобы ребёнок читал не из-под палки, не поверхностно, не для родителей, а глубоко и внимательно, для себя, для души? Занимает этот вопрос всех, кроме, пожалуй, большинства издателей детских журналов, у которых один интерес – выгодно продать…
СКОЛЬКО СТОИТ ТИШИНА
Современный ребёнок запросто может прожить и без журналов. Он найдёт чем себя занять: после школы, домашних заданий и спортивных секций у него телевизор или компьютерные игры… Журнал для современных детей – та же игрушка. Насильно читать не заставишь. Понравилась обложка-картинка, зацепил текст, попал журнал в круг фантазий, интересов и мировосприятия ребёнка, тогда – да! А иначе он так и останется лежать на журнальном столике – новенький, глянцевый, прямо скажем, недешёвый, но так и не открытый…
Издателей можно понять – завоевать детское сердце непросто, а производство стоит денег. И большинство из них выбрали самый лёгкий для себя и самый «убойный» путь для возможности научить ребёнка читать. Они пошли на поводу у капризных, ленивых, зашоренных… не только детей, но и родителей. Потому что в конечном счёте именно родитель вынимает из кармана от 35 до 90 рублей и платит за то, чтобы ребёнок хоть несколько минут не шкодил и не задавал вопросов.
Из чего же, как правило, слеплен современный детский журнал? Известный, уже раскрученный благодаря телевидению бренд, например «Ералаш», или любой популярный мультфильм – уже залог успеха. Под обложкой с узнаваемой картинкой – комиксы, тексты, не обременённые ни мыслью, ни чувством, так называемые «развивающие» игры, и вне зависимости от названия и темы журнала – обилие информации из зоологических энциклопедий: что едят белки, где пасутся антилопы, на чём висят и сколько весят мишки коалы. Почему-то считается, что дети с упоением читают перепечатанные из энциклопедий тексты про животных.
Смею уверить, родители, хоть немного заинтересованные в духовно-интеллектуальном развитии своего ребёнка, в отчаянии! Мы читали в детстве «Колобок», «Мурзилку», «Весёлые картинки», «Костёр» и «Юный натуралист». И с большим удовольствием – перед сном, в электричке по дороге на дачу, за обедом, а бывало, и с фонариком ночью под одеялом.
Мы-то! А они-то...
Для нас чтение было удовольствием, отдыхом, развлечением, психотерапией, развитием духовных и интеллектуальных возможностей. Для нынешних детей – это лишь тяжкий труд. А отдых, психотерапия, удовольствие и развлечение – в полном отрешении от реальности – будь то компьютерная игра, гейм-бой или игрушка в мобильном телефоне. Нажимать кнопки легче, чем вникать в мысли и чувства автора, следить за ломкими и механическими движениями героев компьютерных игр проще, чем рисовать в своём воображении портрет Наташи Ростовой…
Именно журналы могут помочь перейти рубеж, за которым отторжение от реальной жизни с помощью компьютера меняется на погружение в неё с помощью книг. Журналы для детей 6–8 лет. Потом будет поздно, в 9–10 лет они уже войдут в ритм жизни, исключающий чтение и позволяющий комфортно жить без него. Объём и периодичность появления журналов позволяют одновременно и ориентировать детей на события современной жизни, которые их касаются, и научить их воспринимать хороший литературный текст – будь то современные рассказы или истории для детей, написанные классиками русской литературы.
Ведь у российской детской журналистики богатое прошлое. Редакторы первых, возникших в конце XVIII века, детских журналов не боялись публиковать в качестве детского чтения произведения Шекспира, Вольтера, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», «Истории государства Российского» Карамзина, переводы сказок Андерсена, братьев Гримм, Гофмана. И журналы были востребованы, несмотря на то, что огромная часть населения в те годы вообще не умела читать.
Первый детский журнал в России начал издавать Н. Новиков. Он назывался «Детское чтение для сердца и разума» и ставил своей целью воспитывать добрых граждан, с юных лет разъяснять читателям законы добродетели, проповедовать идеи гуманности, благородства, честности, великодушия. Там публиковались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки… Просуществовав три года, журнал закрылся, но спрос был настолько велик, что потом его переиздавали в виде книг и успешно продавали, а Белинский в одной из своих статей посочувствовал следующему поколению: «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Н. Новикова!»
Сейчас читать умеют все. Но какие современные детские журналы достойны переиздания в виде книжек? И хоть об одном из них вспомнит спустя много лет нынешний ребёнок как о журнале, сформировавшем особенный взгляд на мир, как когда-то вспоминал С. Аксаков о журнале Новикова: «В детском уме моём (после знакомства с этим журналом) произошёл совершенный переворот, и для меня открылся новый мир…»?
Давайте полистаем, может быть, что-то и найдётся…
ЗАЧЕМ ЗДОРОВОМУ КОСТЫЛИ?
Купить журналы «Костёр», «Мурзилка» и «Весёлые картинки» практически невозможно. Эти издания до сих пор существуют, но, видимо, настолько малыми тиражами, что до газетно-журнальных киосков просто не доходят. Думаю, современные родители не в состоянии тратить много времени на поиски даже очень хороших журналов для своих детей. Они купят то, что есть в тот момент, когда они проходят мимо книжных развалов или киосков. А есть вот что.
«Простоквашино» – познавательно-развлекательный журнал для детей. Пожалуй, единственный из всего «джентльменского набора», который действительно интересно читать. Начиная с замечательных рассказов Артура Гиваргизова из книги «Записки выдающегося двоечника». Написаны не «клипово», а просто коротко. Небольшие истории, точно передающие атмосферу школьной жизни и взаимоотношений. Хохочут все – и дети, и взрослые. А это редкий дар – писать одинаково смешно для взрослых и детей.
Любой детский журнал с публикацией этого автора уже заслуживает внимания. (В мартовском номере журнала «Ералаш» опубликован его же рассказ «Клятва», тоже, кстати, очень смешной.) По всей вероятности, это новая волна юмористического жанра: ни детям, ни взрослым не приходится подстраиваться друг к другу. Просто вместе от души смеяться над чуть утрированными, но в большинстве взятыми из нашей повседневной жизни ситуациями, не делая скидку на возраст. Этот же принцип культивируется и в мультфильмах «Смешарики», но, к сожалению, не в одноимённом журнале.
Дальше журнал «Простоквашино» выстроен так, что логично подготавливает маленького читателя к самостоятельному выбору хорошей литературы для своего журнального столика. Скомпонован из очень симпатичных материалов. Стихи, интервью с композитором Евгением Крылатовым, путешествия, о которых дети рассказывают журналу, коротенькие читалки-хохоталки, рассказ о том, как в древние времена и в разных странах люди пользовались косметикой, текст-загадка (хочешь не хочешь, читай внимательно каждое слово, иначе не угадаешь), смешные картинки с подписями, и репортаж о VIII Международном кинофестивале «Сказка» и новом российском фильме «Дюймовочка».
Видно, что авторы действительно думают прежде всего о детях: журнал в меру обогащён новой для ребёнка информацией, каждый жанр адаптирован для детского восприятия, «игралки-вырезалки» в приемлемом количестве. Несмотря на разнообразие шрифтов и красок в заголовках, все они легко прочитываются. Особенно подкупает просьба к детям – напротив каждого материала в оглавлении поставить оценку и эту страничку выслать в редакцию.
Жаль, что и в этом случае издатели пошли по проторенной дорожке и поместили всё это под обложку с названием и героями всем известного мультфильма. Забывая, что у этого явления есть и обратная сторона: «засмотрел» ребёнок мультфильм, что называется «до дыр», и каким бы ни был интересным журнал, читать его уже не заставишь. Тем более что такому набору материалов «костыли» известного мультфильма не нужны, журнал интересен сам по себе.
ЗУБАСТЫЕ МУТАНТЫ
Боюсь, что на этом настоящая журналистика для детей заканчивается. «Юла», журнал для заводных девчонок, оставляет гнетущее впечатление. Не спасает, а даже ещё больше удручает печать «Золотой фонд прессы» на обложке. Единственное «чтиво» в этом номере (если не считать скучнейших статей о том, что такое вязание, бисероплетение и вышивка) это рассказ Екатерины Рогозиной «Папа приносит Брыся». В воображении читателя возникает угрюмый и убогий замкнутый мир небольшой квартиры, в которой живёт маленькая девочка. В доме водятся крысы и мыши и скребутся под полом. Девочка среди ночи просыпается от царапающих звуков и плачет. Папа приносит домой какого-то мутанта с острыми и длинными зубами, потому что мама не любит ни кошек, ни собак (предполагается, что нечто среднее её вполне устроит). Не думаю, что ребёнку интересно вдаваться в подробности, как мама с папой ругаются вообще и в частности по поводу этого животного, но Екатерина Рогозина, видимо, уверена, что это детям читать необходимо. В конце победила дружба: пока мама с папой продолжали ругаться – девочка с мутантом подружилась, подкупив его конфетой.
Мрачная атмосфера этого дома с ругающимися родителями, ночными страхами, мышами и мутантами долго не покидала меня, и оставалось только порадоваться, что этот номер не попал в руки моей дочке. Это же стресс на всю жизнь! Тем более что абсолютно ничего ни для сердца, ни для разума в других публикациях не обнаружилось. Комиксы в начале журнала про то, как девочка запуталась в макраме, в конце – абсолютно тот же сюжет – девочка запутывается в вязанье. И тот и другой культивируют негативные эмоции – как ни старайся, ничего не получается. Комиксы в центре журнала «Рыцари радуги» – бессмысленный набор даже не слов, а звуков, картинки в холодных сине-голубых тонах, лица героев, искаженные злобой, страхом или страданием... Это наш «Золотой фонд»? А ещё – гороскоп, письма, тест и картинки для закачивания в мобильный телефон – всё, чтобы подготовить маленького читателя к употреблению взрослой жёлтой прессы.
ВМЕСТО РЕАЛЬНОСТИ
Об остальных журналах очень трудно говорить в отдельности, ибо нет у них своего лица. Хотя, нет, прошу прощения. Лицо-то есть, но оно – не журнальное, а телевизионное.
«Ералаш» ребята до сих пор с удовольствием смотрят по субботам и воскресеньям. «Спокойной ночи, малыши!» – каждый будний день, правда, в то время, когда дети, соблюдающие режим, уже давно должны спать. Замечательный мультсериал «Смешарики» пользуется невероятным успехом, потому что это весёлые, живые сюжеты с российским ритмом, проблемами и узнаваемыми смешными ситуациями, как я уже говорила, для всех – и для детей, и для взрослых.
Знакомый и любимый голос Николая Николаевича Дроздова до сих пор заставляет «приклеиваться» к телевизору и детей, и взрослых, будь то его авторская передача, или просто озвученный им фильм о животных. Но его портрет на обложке журнала «Тошка» (с тем же успехом он мог бы называться «В мире животных») вызывает желание купить журнал только один раз.
Ребёнок быстро понимает, что журнал не говорит с ним знакомым голосом, видеоряд не несёт той смысловой нагрузки, как в телепередаче. А читать бессюжетные тексты, несущие лишь энциклопедическую нагрузку – не эмоциональную, не интеллектуальную, а лишь информационную, – неинтересно, да и не стоит труда. То же происходит и с другими одноимёнными телевизионным передачам журналами.
Разочарование приходит быстро. Опубликованные сценарии теленовелл «Ералаша» далеко не так интересны и смешны, как на экране, да и не рассчитаны на это. «Смешарики», оказывается, мало чего стоят без сюжетов, в которые их вовлекает сценарист мультфильма, а детская передача «Спокойной ночи малыши!» превращается в назидательно-описательный журнал взрослых, пытающихся снизойти до уровня детей, а не признать мир детства своеобразным и уж, во всяком случае, равным своему…
Так возникает вполне законный вопрос: неужели мы, пройдя столь сложный многовековой путь создания специальной прессы для детей, отдадим нынешнее поколение во власть телевизора, компьютерных игр и лишим их возможности уловить вибрацию современной реальной жизни, понять прелесть улетающих мгновений, которые может запечатлеть только журналист, пишущий для детей.
Посмотрите, какой закат, как ласточки разрезают крыльями воздух над рекой, как синеет, чернеет и голубеет небо и звёзды складываются в извечный, но каждый вечер обретающий особую прелесть узор… Как малыш сбегает по каменистой тропинке с холма, отгибая козырёк полосатой кепки, чтобы лучше видеть этот мир, и наклоняясь, чтобы завязать шнурок, одновременно ловит жука и сжимает его в кулачке, пока не добежит до реки…
Неужели этот малыш недостоин реального мира? Неужели мы, нынешние взрослые, способны подарить ему лишь виртуальный?
«Простоквашино», №3 (март), 2007, учредитель ООО «Буки» при участии издательства «Детская литература», 35 с.: ил. *****
«Юла», № 36 (2007/03), ЗАО «Издательство «Эдванс-ПРЕСС», 33 с.: ил. *
«Смешарики», № 4(26) апрель, 2007, ООО «Смешарики», 2007, ЗАО «Эгмонт Россия Лтд», 25 с.: ил. **
«Ералаш», № 3, 2007, ООО «Ералаш-Пресс», 48 с.: ил. **
«Тошка», № 4, 2007, «Эгмонт Россия ЛТД», 33 с.: ил.**
«Спокойной ночи, малыши!», № 3, 2007, ООО «Издательская компания КЛАСС!», 23 с.: ил. **