Московскому издательству «МИК», выпускающему интеллектуальную литературу российских и зарубежных авторов, на днях исполнилось 20 лет. Сегодня у нас в гостях главный редактор Елена ПАРШКОВА.
– Как, по вашим наблюдениям, изменился книжный рынок за два года кризиса?
– Книжное дело как отрасль предпринимательства складывалось одним из первых, возможно, поэтому и сложности стали возникать раньше общего экономического кризиса. Книжный бизнес зародился в конце 80-х годов, создались новые издательства, и наше в том числе. Издательств стало очень много. Они появлялись на волне большой любви народа к книге и чтению. Казалось, книжный бизнес должен был стать образцом развития отрасли на рыночной стезе. Однако в какой-то момент начался застой, и издательский рынок на текущий момент обгоняет рынок книготорговый. На рынке наблюдается большой кризис перепроизводства, а как следствие – затоваривание. Увеличилось количество наименований выпускаемых книг при снижении тиражей. Можно с сожалением констатировать, что социальный статус книги падает, происходит постепенное снижение читательского спроса.
Российский книжный рынок и в стабильное время отличался низкой рентабельностью и нехваткой оборотных средств. Тем более он пострадал в условиях всеобщего кризиса, когда одновременно происходит и падение спроса, и рост как средней закупочной цены книг (что связано с увеличением цен на бумагу и на материалы), так и торговых наценок (в связи с повышением арендных ставок). Труднее всех во время кризиса приходится небольшим издательствам, которые в основном специализируются на интеллектуальной литературе. Как известно, ассортимент книжных магазинов составляют книги крупных издательств, входящих в первую десятку, и их доля во время кризиса увеличилась, в то время как доля маленьких издательств, таких как наше, уменьшилась. Хорошие книги, выпущенные несколько лет назад, магазины возвращают издательствам, принимая только новинки.
– На вашу деятельность эти обстоятельства повлияли?
– Когда-то в начале нашей работы был высокий спрос на книги по истории, затем – по экономике. И мы строили издательские планы, следуя требованиям времени. Сейчас приходится больше работать «под заказ». Разрабатываем дизайн, делаем макеты, размещаем в типографии тиражи рекламной печатной продукции, готовим заказные издания… И всё это ради того, чтобы иметь возможность печатать книги, интересные нам самим и читателям-интеллектуалам. Хорошо, когда для поддержки некоммерческой литературы существуют субсидии или гранты…
– Что характерно именно для московского книжного рынка?
– Московский книжный рынок – самый крупный рынок российского книжного дела. Здесь сосредоточен финансовый капитал страны, зарплаты выше, чем в целом по стране, поэтому и покупательская способность выше. В Москве более трёх тысяч организаций, выпускающих книги. Я знаю несколько замечательных московских издательств, выпускающих интеллектуальную литературу, – «Русский путь», «Текст», «Прогресс-Традиция», «Весь мир». Мы с ними заняли свою нишу, у нас есть свой читатель. Между собой дружим: встречаемся на книжных ярмарках и различных семинарах, приглашаем друг друга на презентации своих книг.
Правда, если сравнивать с Европой, то в Москве книжных магазинов мало. В советские времена была организация «Московская книга», имевшая в своей сети более 200 магазинов. Ещё в 90-х годах, сдавая нашу продукцию на базу «Москниги», мы знали, что в каждом магазине этой сети новая книга появится. Теперь, скажем, если маме надо купить книгу школьнику, то часто возле дома её не найти, то есть необходимо ехать в магазины-гиганты, такие как «Библио-Глобус», «Московский дом книги» на Арбате, «Москва» и «Молодая гвардия».
– Что за явление – современный автор, кто сейчас пишет книги?
– Вообще наше маленькое издательство существует вот уже 20 лет потому, что наше богатство – наши замечательные авторы и высокопрофессиональные переводчики. Наш постоянный автор писатель Александр Рекемчук преподаёт в Литературном институте. Он говорит, что очень талантливые студенты в этом году в его новом семинаре. И в прошлых его выпусках есть люди, ставшие известными современными писателями, например, Роман Сенчин, Илья Кочергин.
Но есть и другие «литераторы», и иногда складывается впечатление, что любой может издать свою книгу. Вся страна – писатели, все пишут…
– Какие новые книги вышли у вас в последнее время?
– Хотелось бы отметить книгу Александра Щербакова «Лётчики. Самолёты. Испытания». Автор – известный лётчик-испытатель, ему не так давно исполнилось 85 лет. Он пишет о проблемах самолётостроения, рассказывает о самолётах, которые сам испытывал, а их два десятка. И вспоминает о встречах с интересными людьми. Ещё скажу о книге Юрия Богомолова «Игры в людей по-крупному и на интерес». Эта книга выиграла грант Президента РФ. Автор много лет занимается телевидением и кино, обладатель премии «Ника». Его книга – о телевидении, о героях голубого экрана, что появляются на экране и исчезают с него, запоминаются или забываются: о политиках, историках, актёрах, общественных деятелях.
– А что вы планируете издавать в будущем?
– Планы у нас грандиозные. Во-первых, мы готовим книгу Андрея Михайловича Туркова о Твардовском. Эта книга тоже получила грант Президента РФ. Автор составил эту книгу из писем, стихов, прозы, дневников, воспоминаний поэта. Получилась биография Александра Твардовского, как будто рассказанная им самим. Это уже третья книга Туркова, изданная нашим издательством.
Планируется к выпуску книга Вадима Тарлинского «Сказки леса Фонтенбло», а также книга Лайоша Грендэля «Тисея и чёрная вдова» в переводе с венгерского языка и книга Маргариты Фигули «Вавилон» в переводе со словацкого языка… Собираемся издать книгу Сергея Мнацаканяна «Ретроман, или Роман-ретро».
Сейчас мы готовим к изданию двухтомное «Избранное» нашего постоянного автора Андрея Яхонтова. На эту книгу мы получили субсидию московского правительства в программе книгоиздания, выиграли конкурс, который проводится Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы и городской экспертной комиссией. А теперь на конкурс мы подали книгу «Сады Москвы от А до Я» Владимира и Софьи Веселовых. Это – совершенно московский проект о садах, бульварах и парках Москвы.