Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Всё будет в шоколаде

01 января 2007

ИЗЖИВАЯ ФАШИЗМ

«Чёрная книга» (Голландия)
Когда за осмысление столь болезненной темы берётся такой режиссёр, как Пол Верхувен, широким массам известный прежде всего эротическим триллером «Основной инстинкт» и фильмом про будни стриптизерш «Шоу-герлз» – тут уж поневоле ждёшь второго «Ночного портье». И в принципе хитрый голландец ожиданий не обманывает – как говорится, будет вам и белка, будет и свисток. В результате выходит история молоденькой певички, сначала лишившейся семьи в результате предательства, затем волею случая занесённой в ряды Сопротивления, где ей перекрашивают волосы и оправляют в качестве засланного казачка прямиком в фашистское логово, где она: а) обнаруживает своего кровного врага – типа и впрямь на редкость отвратительного; б) влюбляется в мужчину своей мечты – который хоть и тоже фашист, но человек, в общем, неплохой, марки вот собирает… Короче, поистине захватывающие приключения колобка-девочки в военной мясорубке, с приветом другу Спилбергу, поскольку «чёрная книга», о которой идёт речь в названии картины, это блокнот, содержащий имена евреев, которых собирались спасти, а вышло ровно наоборот – список Шиндлера наизнанку.

Верхувена не обвинишь в элементарном постмодернистском желании поглумиться над святым – хотя бы потому, что, родившись в 1938-м, маленький Пол успел составить глубоко личное впечатление о жизни в оккупации. Только вот нет у режиссёра в арсенале спасительного чёрно-белого фильтра: тут наши – а тут враги. Здесь мы имеем палитру столь же богатую, как у мастеров старой голландской школы живописи. В этом очень сочно снятом авантюрном киноромане ни в чём и ни в ком нельзя быть уверенным полностью. Количество предателей или подозреваемых в предательстве на квадратный сантиметр экранного изображения превосходит все санитарно-допустимые нормы, а уж ударная сцена, когда нашу героиню вместе с другими обвинёнными в коллаборационизме в буквальном смысле смешивают с дерьмом ликующие освобождённые соотечественники, наводит на, вероятно, неслучайную для режиссёра мысль: а много ли принципиальных отличий, к примеру, между извергом-фашистом и простым местным обывателем?

Впрочем, в чём Верхувена не упрекнёшь – так это в отсутствии исторического оптимизма. Прототипами героини фильма были три реально существовавшие женщины – ни одной из них не удалось остаться в живых. А свою Рахель Штейн – режиссёр спасает, да ещё как эффектно-то. Когда главный герой (и, как выясняется, главный предатель) делает Рахели укол смертельной дозы инсулина, то допускает сразу две роковые ошибки: показывая своё истинное лицо и раскрывая карты, забывает о шоколаде, которым буквально набита его сумка и о пользе которого при подобных оказиях он как-то по случаю уже говорил, а память-то у девушки оказывается хорошей. Вот с этой-то трофейной плиткой «Кэдбери» в руках наш колобок и победит. Люблю хеппи-энды.

Обсудить в группе Telegram

Светлана Остужева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS