Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 мая 2023 г.
Спецпроекты ЛГ Уникальные особняки Москвы

Всё, что было в оазисе роскоши

Как камин работы Врубеля с Самотёки переехал

31 мая 2023
Внешний вид в процессе реставрации

Тем, кто попадает во Врубелевский зал Третьяковской галереи через боковой проход, непременно бросается в глаза великолепный майоликовый камин. Издалека кажется, что это просто яркий орнамент, но постепенно начинаешь различать человеческие фигуры: ведь художник исполнил своё произведение на сюжет русской былины «Вольга и Микула Селянинович».

Декор камина включает в себя также звериные головы, венчающие несущие столбы каминного портала, мифических птиц сиринов в верхней части рамы, виноградные лозы на боковых «ушках». А вся конструкция опирается на пузатенькие столбики – по три с каждой стороны портала.

При этом отметим, что в постоянной экспозиции Третьяковки камин находится лишь с 2007 года, а предназначался он изначально совсем для другого здания...

Расположено оно на Садовой-Самотёчной улице, в северной части Садового кольца. Во второй половине XIX – начале XX века здесь вместо почти целиком погибшей в пожаре 1812 года прежней застройки стали появляться каменные доходные дома и купеческие особняки. Среди последних был и тот, о котором идёт сегодня речь.

Дата «рождения» сего трёхэтажного строения – 1881 год, а сооружал его по заказу потомственного почётного гражданина Москвы А.С. Постникова архитектор М.Г. Пиотрович. Современный свой облик (добавлен аттик с затейливым полукруглым фронтоном) здание приобрело в 1897-м в результате перестройки зодчим В.А. Коссовым, когда новым собственником здесь стал М.Ф. Кривошеин.

А спустя ещё десяток лет его приобретает директор-распорядитель Товарищества суконной мануфактуры «Братья Каштановы», гласный Московской городской думы Николай Тимофеевич Каштанов. Именно его вензель до сих пор сохранился на аттике.

Дом был очень большим и удобным, вмещал в себя тридцать комнат, в том числе оформленные в разных стилях четыре гостиные. Предполагается, что при Каштанове в одной из них как раз и появился красочный врубелевский камин, точнее, один из экземпляров-вариантов, в основе каждого из которых лежит монументальное панно, созданное мастером для Нижегородской всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года.

После революции дом, разумеется, был национализирован, а в 1920-х был предоставлен в распоряжение американскому бизнесмену Арманду Хаммеру. Этого незаурядного человека в нашей стране знали практически все, называя другом В.И. Ленина и Советского Союза.

На Садовой-Самотёчной Хаммер жил не один, а с очаровательной супругой, которую всем своим знакомым представлял как урождённую баронессу Ольгу Вадимовну фон Рутт. Но на самом деле она происходила из небогатой дворянской семьи Данилевских и до знакомства с Хаммером выступала в ялтинском кафешантане с исполнением романсов и цыганских песен под псевдонимом Ольга Вадина.

У неё были светлые волосы, античный профиль и глубокий грудной голос, её знали и ценили как певицу многие композиторы новой волны: Борис Прозоровский, Борис Фомин, братья Самуил и Дмитрий Покрассы. В частности, Д. Покрасс посвятил Вадиной свою песню «Всё, что было», которая позже вошла в репертуар отечественных исполнителей. А его старший брат на собственные средства издал романс «Жизнь – одно мгновенье» с подзаголовком: «Из репертуара Ольги Вадимовны Вадиной». Но до отбытия за границу женщина так не записалась на отечественные патефонные пластинки (известности ей и без этого хватало), поэтому, как звучат оба эти сочинения в её исполнении, мы никогда не услышим.

Хаммер в период пребывания в СССР активно скупал картины, скульптуры, предметы старины, собрав таким образом большую коллекцию произведений искусства. Неограниченные возможности, предоставленные американцу советским правительством, позволили в короткий срок превратить жилище на Садовой-Самотёчной в первоклассный музей. Недаром в 20-е годы особняк считался оазисом московской роскоши, постоянными гостями тут были известные артисты столичных театров, регулярно устраивались вечера с концертами звёзд-гастролёров.

После отъезда в 1930 году четы Хаммеров с маленьким сыном Джулианом в США их владение отошло к Бюробину – Центральному бюро по обслуживанию иностранцев при Наркомате иностранных дел (ныне ГлавУпДК при МИД России) и благодаря этому обстоятельству избежало перспективы превратиться в банальную коммуналку. Первое время здесь находилось посольство Мексики, а с 1959 года – посольство Ливана.

При этом выяснилось, что вышеупомянутый камин не вписывается в повторно отделанные интерьеры, поэтому «ненужное» произведение было предложено забрать сотрудникам Третьяковской галереи. Но камин был намертво вмурован в стену, и извлечь его, не повредив, в оговорённые новыми хозяевами сроки оказалось невозможно.

В галерею камин доставили в виде нескольких сот спаянных с кусками цементно-известкового раствора обломков, часть из которых несла утраты и травмы майоликовой поливы. Долгое время все эти фрагменты лежали в музейных запасниках, и врубелевский шедевр считался безнадёжно утраченным. Но всё же кропотливые реставраторы сделали своё дело, и теперь мы вновь можем любоваться этим чудесным образцом искусства.

А вот недавно начались комплексные реставрационные работы и в особняке на Садовой-Самотёчной. Специалисты ГлавУпДК высоко оценили общую сохранность и фасадов здания, и его интерьеров. В самом деле, первый этаж впечатлит парадной лестницей, вестибюлем, оформленным колоннами и пилястрами из искусственного мрамора, декоративной росписью и наборным паркетом, витражным окном. Стены большого парадного зала украшают деревянные резные панели, а деревянный же потолок – мастерски исполненные живописные панно с изображением цветочно-фруктовых гирлянд. Завершают ансамбль уникальная четырёхстворчатая стеклянная дверь и подлинный резной буфет.

Не менее значительно выглядят и парадные помещения второго этажа. Здесь и лепнина на потолках, дополненная кронштейнами и изящными розетками, и хрустальные люстры. Между гостиной и столовой находится остеклённая перегородка с дверью, куда вмонтирован витраж из богемского хрусталя, а соседний мраморный камин оформлен керамическими вставками.

Однако неумолимое время приложило-таки длань к состоянию постройки, тем более что очередные владельцы меняли внутреннюю обстановку. В некоторых помещениях производились перепланировки, достройки, а поверхности перекрашивалась до двенадцати раз! Поэтому реставрация здания признанного объектом культуры регионального значения, просто необходима.

Объём работ предстоит, разумеется, колоссальный. Задумано воссоздать лестницу и гранитную площадку перед главным входом – на последней, в частности, появятся утраченные фигуры львов. Тщательнейшим образом будут отреставрированы двери и окна, весь лепной декор, воссозданы вазы на столбах парапета и кованые оконные решётки на первом этаже. На заключительном этапе фасады выкрасят в светло-жёлтый цвет.

Немало задач предстоит и по интерьерам. Заботливые руки реставраторов коснутся вышеупомянутой парадной лестницы с витражом и световым фонарём, другой – хозяйственной – лестницы с литыми фигурными стойками, дверей, зеркал, художественного паркета. Помимо этого внимание уделят пилястрам, лепнине, колоннам. Отреставрируют встроенный в стену сейф и камин на втором этаже.

Добавим, что за прошедшие годы пострадали также фресковая живопись на стенах вокруг главной лестницы, росписи фриза и живопись в технике гризайль на полукруглом потолке вестибюля, обрамляющая карниз с позолотой отдельных элементов (они обнаружены под многочисленными слоями краски).

Ещё одни фрагменты – сусальное золото на монохромном барельефе – найдены в двух других помещениях.

Восстановление камина Врубеля по первоначальному образцу

Всему этому художественному богатству также дадут новую жизнь.

Ну и, наконец, в полностью облагороженном виде предстанут ограды, въездные ворота и калитка.

Таким образом, замечательный памятник московской архитектуры будет полностью приспособлен под современное использование.

Обсудить в группе Telegram

Александр Алиев

Александр Газанфарович Алиев родился в Москве в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В жанре «частного жилища»

    28.05.2025
  • К просвещённому купцу искусство поддержать

    30.04.2025
  • «Кто знает Гранатный переулок...»

    26.03.2025
  • Гармония старого и нового

    26.02.2025
  • В доме Натали на Большой Никитской

    29.01.2025
  • Извлеките демократию из кавычек!

    287 голосов
  • Сталин проспал начало войны?

    262 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS