Актриса Юлия РУТБЕРГ о своей работе в восьмисерийном сериале «Аптекарь» по одноимённому роману Владимира Орлова:
– У Эйнштейна есть высказывание, смысл которого, как это нередко встречается в изречениях учёного, парадоксален. Самые важные открытия, говорил он, делают невежды, поскольку они не знают, что это невозможно. Так же и в искусстве всегда интересно работать с молодыми, начинающими творческий подъём людьми, поскольку они ничего не боятся, стремятся к открытиям, как будто до них ничего вообще не было. Эта энергия заблуждения, которая есть у всех молодых, завораживает, как и их искреннее стремление перевернуть стереотипы мышления, что-то изменить своим творчеством в людях. Это хорошо, здорово, это создаёт на съёмочной площадке особую атмосферу, которая накрывает собой всех. И тех, кто занят в главных ролях, и тех, кто снимается в эпизодах, и тех, кто работает с камерой, и тех, кто шьёт костюмы. Всех. Тут, конечно, многое зависит от постановщика.
«Аптекаря» снимал молодой режиссёр Александр Баршак. Как я успела заметить, творческой смелости и дерзости ему не занимать, однако он при этом человек вдумчивый, интеллигентный и начитанный. Оператор, а это тоже молодой человек, Святослав Булаковский, был приглашён из Киева. Я рада, что программа московского правительства поддерживает производство содержательных картин – это важно, и при этом нет никакого диктата, в частности в процессе подбора актёров. Конечно, постановщик может ошибиться или не совсем попасть в точку при выборе исполнителя на какую-то роль, но на то он и творческий процесс. Гораздо хуже, когда весь он ставится в излишне жёсткие рамки. Обнадёживает, что соответствующие люди в московском правительстве это понимают.
Не буду пересказывать содержание фильма. Это совсем не благодарное дело, пусть зритель посмотрит и оценит. Скажу только, что основой картины послужил одноимённый роман одного из самобытных наших писателей Владимира Орлова, который сам участвовал и в написании сценария. Роман – это вторая часть триптиха «Останкинские истории», куда также входят «Альтист Данилов» и «Шеврикука, или Любовь к привидению». Знаю, что Орлова причисляют к числу писателей, которые используют приёмы фантастики и романтического реализма. Это литературное течение – я назвала бы его постгоголевским, постбулгаковским – мне очень близко, ибо всегда появляются какие-то волшебные линии, что-то полуфантастическое, полумистическое. А это открывает новые возможности для всех, кто участвует в создании фильма, и прежде всего для актёров. Я была рада, когда пригласили сняться в «Аптекаре», именно потому, что тут в основе всего хорошая литература.
Важным было, что в фильме главную мужскую роль играет режиссёр и актёр, воспитанник Петра Наумовича Фоменко, который, кстати, сам являет собой некий плавный мостик от героев 60-х годов до людей уже нашего времени. Это замечательный Сергей Пускипалис. В основном все мои сцены именно с ним. А также с Тимофеем Трибунцевым, Галиной Шевяковой, Даниилом Спиваковским. Конечно, всегда большая радость играть с теми, кто тебе близок по духу, кого можешь понять с полуслова. Думаю, интерес у зрителей вызовут и персонажи в исполнении Михаила Ефремова, Сергея Никоненко.
Сама я играю Веру, бывшую балерину Мариинки, диссидентку 80-х годов прошлого века. Она после сцены работает дворничихой в московском дворике, а на самом деле она тоже волшебница, предсказательница, а в чём-то и тот человек, который направляет, ведёт по жизни главного героя.
Вообще-то когда снимаешься в достаточно локальной роли, трудно представить всё целое, но атмосферу фильма, о которой говорила в самом начале, я, как мне кажется, смогла ощутить. Как и понять намерения постановщиков, которые стремились сказать что-то своё на темы, всегда нас волнующие, а это – любовь, призвание, попытки обрести себя. Очевидна и главная тема – возможность быть человечным в наше равнодушное время. В картине, по-моему, удаётся отразить жизнь человеческого духа, как и саму нашу жизнь, в которой перемешаны и трагическое, и комедийное.