Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 октября 2025 г.
Культура

«Всё хорошо, но есть длинноты»

18 октября 2025
Пиковая дама. Фото Алексея Петрова

Александр Геннадьев

ХVIII региональный фестиваль «Кубань театральная – 2025» имени народного артиста СССР, лауреата Государственной премии М. А. Куликовского на сей раз побил все рекорды по «скромности», нелепости и возникшим вопросам.

Для чего и ради чего надо было его растягивать на целую декаду? Зачем приглашались в жюри люди, которые или не являлись на просмотры и обсуждения, или просто покинули его преждевременно? И вопросы возникали один за другим…

По сложившейся не очень понятной традиции за фестиваль отвечает Краснодарский краевой театр драмы, на который, конечно, свалилось достаточно организационной работы, включая «налей-разлей» и хороводы вокруг экспертной комиссии. Вот «драма», естественно, и стала триумфатором, их «Чайка» в постановке Андрея Гончарова была вся увешана призами и наградами, в том числе Гран-при. Сам спектакль представляет из себя аттракцион с собранными из разных углов приёмами. Мне думается, Чехов совершенно не нуждается во всех этих приспособлениях, где главная героиня балансирует на камне, словно акробатка Пикассо, а Тригорин ни дать ни взять рыболов-спортсмен. Гамаки, гимнастический конь, саксофон, баян, клоуны, передвижение по сцене в позе прачки, бесконечное жеманничанье, буффонада, этакая претензия на Феллини, но подобное шапито -шоу выглядело нелепо и пафосно.

Сам же распорядитель фестиваля в качестве подарка-открытия показал свою новую работу «Шерлок Холмс» А. Конан Дойля в постановке Арсения Фогелева. Сказать, что «нереальный детектив» (так определён жанр) неудача, значит похвалить полотно. Увиденное иначе, как глобальной катастрофой, не назовешь, и весь несмешной стендап с «Камеди клаб» вызывает оторопь.

Фро Фото Юлии Марининой

Вообще, главный режиссёр театра Фогелев, мне кажется, уже заминировал даже подступы к «драме»: если придёт профессиональный, знающий, умелый режиссёр-руководитель, он будет на каждом шагу подпрыгивать от разрывающихся «салютов»-сюрпризов. А возможно, сейчас идёт процесс «самоликвидации» всего былого, и Арсений Владимирович лишь инструмент в данной истории.

Я вспоминаю, как в своё время Краснодарский краевой театр кукол возглавил художественный руководитель Константин Мохов и стал его возрождать, тогда «куклы» были напрочь «убиты», но была часть труппы, которая умела работать и хотела жить в новых условиях. Мохов и директор театра Таир Рагимов прошли через круги ада, но театр сделали красивым и настоящим, на всё ушло 15 лет жизни. Арсений же Фогелев подобрал себе актёров, имеется в виду молодая поросль, не просто под себя, а, можно сказать, с профессиональной контуженностью (не умеющих слышать, говорить и двигаться). Среди них есть, как ни странно, индивидуальности, но их способности используются исключительно не по назначению.

Кстати, вне конкурса шёл спектакль по Андрею Платонову «Фро», работа режиссёра Филиппа Гуревича, интересная и заслуживающая внимания. Её, естественно, пустили фоном.

Но у главрежа краевой «драмы» в запасе ещё и так называемый «Один театр», где он тоже, мягко говоря, «графоманит» без остановки. Там Фогелев показал своего Достоевского. Его «Преступление и наказание» чистой воды «многосерийное» снотворное, но беспристрастные судьи всё-таки нашли кого одарить призами. В номинации «Главная мужская роль» отмечен Карим Армадов (Раскольников), вот, оказывается, где все таланты-то спрятаны. «Лучшая женская роль второго плана» досталась Дарье Жениховой. Возражений нет – актриса она неординарная и очень жаль, что, имея немалый потенциал, артистка растрачивает себя не самым лучшим образом.

«Лучшая режиссура» ушла к Краснодарскому молодёжному театру КМТО «Премьера». Я до сих пор не посмотрел «Цахес» Артёма Устинова по мотивам Эрнста Теодора Амадея Гофмана, но не раз доводилось сталкиваться с его творчеством, и скажу, что Устинов – режиссёр интересный, с одной поправкой – увы, неровный. У Гофмана наши арбитры обнаружили и лучшую актрису, ею стала Полина Шипулина.

Странным образом был отмечен, по моему мнению, один из самых стильных спектаклей фестиваля – «Пиковая дама» по А. Пушкину Александра Янушкевича Нового театра кукол КМТО «Премьера». С формулировкой «За создание концептуального образного мира». На самом же деле спектакль тонкий, изысканный, и после просмотра остатки жюри осыпали «Даму» комплиментами как могло, а в итоге призовая подачка.

Не менее курьёзную «похвалу» заполучили пластические изыскания под названием «Контакт» Театра современного искусства – «За соединение эстетики и философии, души и тела». Здесь-то понятно, хочешь не хочешь, а пройти мимо новоиспечённого коллектива нельзя было, так как он на особом положении в крае.

Цахес Фото Юлии Марининой

А вот тоже привилегированный «Театр защитника Отечества» остался без поощрений. Показывали они «Тартюфа» Жана-Батиста Мольера в постановке Даниила Безносова. Даниил Александрович всегда стартует замечательно, потом к середине начинается капустник, а в конце всё идёт вразнос в духе «танцуют все». Мольер не стал исключением… Но у главного режиссёра ТЗО Андрея Корионова сейчас хватает и других забот, и главная – боевые действия с местным отделением Союза театральных деятелей РФ.

Поговаривают, что молодым актёрам категорически не рекомендуется вступать в него и с ним взаимодействовать. Кстати, Краснодарское отделение СТД – непременный активный участник всех фестивалей, но на этот раз его отчего-то устранили. Помнится, бывший председатель Станислав Гронский, с которым у меня складывались не самые прекрасные отношения, всегда боролся, доказывал своё право, и даже была история, когда он бывшему министру культуры чуть ли не в лицо сказа что-то вроде «фельдфебеля». Да, были времена!

В те времена была и престижная актёрская премия имени М. А. Куликовского, за неё боролись, и награда была даже денежной. Ныне она переделана в «Театральную легенду Кубани», и её удостоился заслуженный деятель искусств Кубани, член Гильдии режиссёров России Геннадий Николаев. Я бы Геннадия Валентиновича отнёс больше к раритету – он, кажется, единственный в крае ещё знает, как работать с актёрами и текстом.

Наши периферийные театры, кроме Армавирского театра драмы и комедии, получившего диплом «За лучший актёрский ансамбль» за «Вишнёвый сад» А. Чехова в постановке Артема Акатова, никак не были отмечены. В аутсайдеры попали Туапсинский ТЮЗ и Новороссийский муниципальный драматический театр со своим белёсо-золотым «Королём Лиром» У. Шекспира. Когда-то один из руководителей названных коллективов грозился на автора этих строк подать в суд, вот не знаю, куда он меня хотел повести, в районный или народный, но намерения провозглашались громкие. В данном же случае моей вины совершенно нет, что новороссийский Шекспир обделён вниманием, восторгами и кубками. За бортом оказался и Краевой музыкальный театр, а Краевой театр кукол просто выбыл из игры (из-за травмы одного из актёров), хотя они планировали показать «У Лукоморья» по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» Татьяны Вдовиченко. Прочтение материала необычное, особенно для нынешнего театра, где художественная и постановочная планка в последние годы снижена. И скорее работы этого режиссёра появились в «куклах» вопреки и являются своеобразной экзотикой (мы не берём во внимание сохранившиеся спектакли бывшего худрука).

Тартюф Фото Юлии Марининой

Однако фестиваль и без соседей никогда не обходился, но почему-то не увидели Адыгейский камерный музыкальный театр имени А. А. Ханаху, и лишь один приз – за «Лучшую сценографию и оформление спектакля» («Царь Эдип») увёз Национальный театр Республики Адыгея имени И. С. Цея. Как-то же надо было друзей отметить, и выход был найден, вот только сама постановка (режиссер-постановщик Константин Мишин) вся «проштампована», и в сию картинку и мизансцены (художник Анна Федорова) легко втиснуть любой материал. Сегодня у театра И. С. Цея не самые лучшие времена, впрочем, и в театральной жизни Адыгеи тоже не всё чудесно. Более того, театры собрали под две крыши – одна называется «Театральное объединение Республики Адыгея», куда вошли национальный и Русский театр имени А. С. Пушкина, другая – «Концертное объединение Республики Адыгея», где п камерный музыкальный и театр кукол вместе с хореографическими ансамблями и прочим. Почему такая чехарда, разделение и несоединение жанров, видимо, одному министру культуры республики известно.

Что касается отдельных оргмоментов фестиваля, то не было ни буклета, ни пресс-конференции на открытии, всё скомкано и мимоходом. Складывается ощущение, что «Кубань театральная» уже неподъёмная обуза, и что с ней делать, никто не знает.

В общем, как говорил острослов времён Наполеона Бонапарта граф Антуан Ривароль, «всё хорошо, но есть длинноты». Правда, в нашем случае они невыносимы и губительны.


Обсудить в группе Telegram

Александр Геннадьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Александр Самоилэ: «Идеальный спектакль живет внутри тебя»

    16.10.2025
  • Путешествие длиною в жизнь

    16.10.2025
  • Все симфонии ведут в Казань

    15.10.2025
  • «Я морской лайнер, а не байдарка»

    15.10.2025
  • Безальтернативная классика в эпоху хореграфического кризиса

    13.10.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS