Александр Геннадьев
ХVIII региональный фестиваль «Кубань театральная – 2025» имени народного артиста СССР, лауреата Государственной премии М. А. Куликовского на сей раз побил все рекорды по «скромности», нелепости и возникшим вопросам.
Для чего и ради чего надо было его растягивать на целую декаду? Зачем приглашались в жюри люди, которые или не являлись на просмотры и обсуждения, или просто покинули его преждевременно? И вопросы возникали один за другим…
По сложившейся не очень понятной традиции за фестиваль отвечает Краснодарский краевой театр драмы, на который, конечно, свалилось достаточно организационной работы, включая «налей-разлей» и хороводы вокруг экспертной комиссии. Вот «драма», естественно, и стала триумфатором, их «Чайка» в постановке Андрея Гончарова была вся увешана призами и наградами, в том числе Гран-при. Сам спектакль представляет из себя аттракцион с собранными из разных углов приёмами. Мне думается, Чехов совершенно не нуждается во всех этих приспособлениях, где главная героиня балансирует на камне, словно акробатка Пикассо, а Тригорин ни дать ни взять рыболов-спортсмен. Гамаки, гимнастический конь, саксофон, баян, клоуны, передвижение по сцене в позе прачки, бесконечное жеманничанье, буффонада, этакая претензия на Феллини, но подобное шапито -шоу выглядело нелепо и пафосно.
Сам же распорядитель фестиваля в качестве подарка-открытия показал свою новую работу «Шерлок Холмс» А. Конан Дойля в постановке Арсения Фогелева. Сказать, что «нереальный детектив» (так определён жанр) неудача, значит похвалить полотно. Увиденное иначе, как глобальной катастрофой, не назовешь, и весь несмешной стендап с «Камеди клаб» вызывает оторопь.

Вообще, главный режиссёр театра Фогелев, мне кажется, уже заминировал даже подступы к «драме»: если придёт профессиональный, знающий, умелый режиссёр-руководитель, он будет на каждом шагу подпрыгивать от разрывающихся «салютов»-сюрпризов. А возможно, сейчас идёт процесс «самоликвидации» всего былого, и Арсений Владимирович лишь инструмент в данной истории.
Я вспоминаю, как в своё время Краснодарский краевой театр кукол возглавил художественный руководитель Константин Мохов и стал его возрождать, тогда «куклы» были напрочь «убиты», но была часть труппы, которая умела работать и хотела жить в новых условиях. Мохов и директор театра Таир Рагимов прошли через круги ада, но театр сделали красивым и настоящим, на всё ушло 15 лет жизни. Арсений же Фогелев подобрал себе актёров, имеется в виду молодая поросль, не просто под себя, а, можно сказать, с профессиональной контуженностью (не умеющих слышать, говорить и двигаться). Среди них есть, как ни странно, индивидуальности, но их способности используются исключительно не по назначению.
Кстати, вне конкурса шёл спектакль по Андрею Платонову «Фро», работа режиссёра Филиппа Гуревича, интересная и заслуживающая внимания. Её, естественно, пустили фоном.
Но у главрежа краевой «драмы» в запасе ещё и так называемый «Один театр», где он тоже, мягко говоря, «графоманит» без остановки. Там Фогелев показал своего Достоевского. Его «Преступление и наказание» чистой воды «многосерийное» снотворное, но беспристрастные судьи всё-таки нашли кого одарить призами. В номинации «Главная мужская роль» отмечен Карим Армадов (Раскольников), вот, оказывается, где все таланты-то спрятаны. «Лучшая женская роль второго плана» досталась Дарье Жениховой. Возражений нет – актриса она неординарная и очень жаль, что, имея немалый потенциал, артистка растрачивает себя не самым лучшим образом.
«Лучшая режиссура» ушла к Краснодарскому молодёжному театру КМТО «Премьера». Я до сих пор не посмотрел «Цахес» Артёма Устинова по мотивам Эрнста Теодора Амадея Гофмана, но не раз доводилось сталкиваться с его творчеством, и скажу, что Устинов – режиссёр интересный, с одной поправкой – увы, неровный. У Гофмана наши арбитры обнаружили и лучшую актрису, ею стала Полина Шипулина.
Странным образом был отмечен, по моему мнению, один из самых стильных спектаклей фестиваля – «Пиковая дама» по А. Пушкину Александра Янушкевича Нового театра кукол КМТО «Премьера». С формулировкой «За создание концептуального образного мира». На самом же деле спектакль тонкий, изысканный, и после просмотра остатки жюри осыпали «Даму» комплиментами как могло, а в итоге призовая подачка.
Не менее курьёзную «похвалу» заполучили пластические изыскания под названием «Контакт» Театра современного искусства – «За соединение эстетики и философии, души и тела». Здесь-то понятно, хочешь не хочешь, а пройти мимо новоиспечённого коллектива нельзя было, так как он на особом положении в крае.

А вот тоже привилегированный «Театр защитника Отечества» остался без поощрений. Показывали они «Тартюфа» Жана-Батиста Мольера в постановке Даниила Безносова. Даниил Александрович всегда стартует замечательно, потом к середине начинается капустник, а в конце всё идёт вразнос в духе «танцуют все». Мольер не стал исключением… Но у главного режиссёра ТЗО Андрея Корионова сейчас хватает и других забот, и главная – боевые действия с местным отделением Союза театральных деятелей РФ.
Поговаривают, что молодым актёрам категорически не рекомендуется вступать в него и с ним взаимодействовать. Кстати, Краснодарское отделение СТД – непременный активный участник всех фестивалей, но на этот раз его отчего-то устранили. Помнится, бывший председатель Станислав Гронский, с которым у меня складывались не самые прекрасные отношения, всегда боролся, доказывал своё право, и даже была история, когда он бывшему министру культуры чуть ли не в лицо сказа что-то вроде «фельдфебеля». Да, были времена!
В те времена была и престижная актёрская премия имени М. А. Куликовского, за неё боролись, и награда была даже денежной. Ныне она переделана в «Театральную легенду Кубани», и её удостоился заслуженный деятель искусств Кубани, член Гильдии режиссёров России Геннадий Николаев. Я бы Геннадия Валентиновича отнёс больше к раритету – он, кажется, единственный в крае ещё знает, как работать с актёрами и текстом.
Наши периферийные театры, кроме Армавирского театра драмы и комедии, получившего диплом «За лучший актёрский ансамбль» за «Вишнёвый сад» А. Чехова в постановке Артема Акатова, никак не были отмечены. В аутсайдеры попали Туапсинский ТЮЗ и Новороссийский муниципальный драматический театр со своим белёсо-золотым «Королём Лиром» У. Шекспира. Когда-то один из руководителей названных коллективов грозился на автора этих строк подать в суд, вот не знаю, куда он меня хотел повести, в районный или народный, но намерения провозглашались громкие. В данном же случае моей вины совершенно нет, что новороссийский Шекспир обделён вниманием, восторгами и кубками. За бортом оказался и Краевой музыкальный театр, а Краевой театр кукол просто выбыл из игры (из-за травмы одного из актёров), хотя они планировали показать «У Лукоморья» по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» Татьяны Вдовиченко. Прочтение материала необычное, особенно для нынешнего театра, где художественная и постановочная планка в последние годы снижена. И скорее работы этого режиссёра появились в «куклах» вопреки и являются своеобразной экзотикой (мы не берём во внимание сохранившиеся спектакли бывшего худрука).

Однако фестиваль и без соседей никогда не обходился, но почему-то не увидели Адыгейский камерный музыкальный театр имени А. А. Ханаху, и лишь один приз – за «Лучшую сценографию и оформление спектакля» («Царь Эдип») увёз Национальный театр Республики Адыгея имени И. С. Цея. Как-то же надо было друзей отметить, и выход был найден, вот только сама постановка (режиссер-постановщик Константин Мишин) вся «проштампована», и в сию картинку и мизансцены (художник Анна Федорова) легко втиснуть любой материал. Сегодня у театра И. С. Цея не самые лучшие времена, впрочем, и в театральной жизни Адыгеи тоже не всё чудесно. Более того, театры собрали под две крыши – одна называется «Театральное объединение Республики Адыгея», куда вошли национальный и Русский театр имени А. С. Пушкина, другая – «Концертное объединение Республики Адыгея», где п камерный музыкальный и театр кукол вместе с хореографическими ансамблями и прочим. Почему такая чехарда, разделение и несоединение жанров, видимо, одному министру культуры республики известно.
Что касается отдельных оргмоментов фестиваля, то не было ни буклета, ни пресс-конференции на открытии, всё скомкано и мимоходом. Складывается ощущение, что «Кубань театральная» уже неподъёмная обуза, и что с ней делать, никто не знает.
В общем, как говорил острослов времён Наполеона Бонапарта граф Антуан Ривароль, «всё хорошо, но есть длинноты». Правда, в нашем случае они невыносимы и губительны.