Радоваться тут нечему. «Страна хороших деточек», в отличие от сказки-предшественницы, сделана по внятным лекалам, в ней нет ни совсем уж смехотворных сюжетных несуразностей, ни жутких сценических решений, похожих на галлюцинации. Это кино хотя бы можно обсуждать. Если присмотреться, видно, что оно имеет некоторое сходство с достопамятной советской сказкой «Королевство кривых зеркал». В советском фильме есть девочка Оля, которая плохо себя ведёт, попадает в загадочную, несправедливо устроенную страну и возвращается оттуда, совершив немало славных дел и научившись уму-разуму. В современном фильме есть девочка Саша (того же возраста, что и Оля), которая плохо себя ведёт, попадает в загадочную, несправедливо устроенную страну и… на этом сходство заканчивается. Дело в том, что по сюжету не предполагается, что Саша должна научиться уму-разуму. Главное – показать: хорошие деточки – затюканные, лишённые памяти, эгоистичные, жестокие существа. Они – вы подумайте! – вынуждены есть только полезную пищу. Они ходят строем и делают зарядку, занимаются физическим трудом… а ведь это всё очень неприятно. Неслучайно у них такие деспотические и ханжеские замашки. Хорошие деточки – это нехорошо. Запомнили?
Раньше всё было по-другому – так, как и должно быть у деточек. Они целыми днями веселились, ели мороженое и катались на каруселях. А теперь их страну захватил Злодей, и надо всех спасать. Спасать в основном будет не Саша, а её четвероногие друзья: кот и пёс. Что же взрослые? Они все либо бесцветные статисты, либо злодеи. В лучшем случае взрослый – это боязливый «плохой дядька», который немотивированно утрачивает и вновь обретает способность вершить доброе колдунство. Девочку Сашу банально некому учить уму-разуму. Да и не надо. Ведь самое главное – не лишать детей детства, не ходить строем, и создатели фильма постарались показать, какой именно строй имеется в виду. Песня главзлодея «Над нашей милой родиной летит курантов звон», обрывки воспоминаний о несчастном казарменном детстве должны уничтожить последние сомнения, что главное в жизни – это отсутствие принуждения и Макдоналдс. Вот и царство всего плохого рухнуло, как только удалось запустить аттракцион. Теперь можно снова веселиться и забыть про то, что такое половая щётка. И, конечно, это добрая сказка. Вон сколько в финале показывают детского смеха!..
Увы, но глобальность замысла только вредит современному российскому детскому кино. Когда незамысловатую сказочку превращают в обличение тоталитаризма, не выходит ни тоталитаризма, ни морали, а одна ерунда. Казалось бы: с тем, что здоровое питание и физические упражнения полезнее, чем пирожные и леность, как-то даже неловко спорить. С тем, что у детей должно быть детство, – тоже. Но в «Стране хороших деточек» дети не умеют и не учатся сочетать подвижность и дисциплину, здравый смысл и фантазию. Здесь либо одно – либо другое.
И, может быть, поэтому дети-актёры так посредственно, так вымученно играют.