В наше время собрать шеститысячный зал на литературно-музыкальный вечер непросто. Но стихи Андрея Дементьева находят отклик в сердцах многих людей, и успех концерта в Кремлёвском дворце «Всё начинается с любви» тому подтверждение. Художественным руководителем проекта стала спутница жизни поэта Анна Пугач. Мы побеседовали с ней об этом событии.
– Я рада, что «ЛГ» обратились к событиям творческой жизни, – отметила Анна Давыдовна. – В последнее время моё имя часто упоминалось в связи с раздутой бытовой дачной историей. Публикация коллективных писем, обращений, инициированных моими недоброжелателями, слишком затянулась. Глубоко убеждена, что подобные вещи не должны выплёскиваться на читателей, перечёркивая в их глазах писательский авторитет. Мне бы хотелось, чтобы творческие вопросы оставались приоритетами, а всё, что остаётся «за бортом», пусть решают другие инстанции. Спустя три года бесконечных публикаций я обнародовала официальные документы и фотографии о том, что происходило на дачном участке. Но этого оказалось мало, и в «ЛГ» от 7 декабря вновь появилась публикация не по сути дела – думаю, по документам и так всё понятно, – а по мелким неточностям, которые не играют той роли в освещении событий, которую пытаются им придать. Думаю, что последняя публикация вообще выходит за рамки приличий.
Мне бы хотелось, чтобы было больше здоровья у каждого из писателей, деятелей культуры, чтобы вспоминали о благородстве, широте и доброте души Андрея Дементьева. Он нередко творил добро в ответ на зло, которое ему причиняли некоторые авторы. Запоминаются не бытовые дрязги, а поступки. И я счастлива, что прожила жизнь с благородным, красивым, мужественным, честным, искренним человеком, который ни разу не дал мне повода огорчиться или постыдиться за него. Я не «несчастная вдова», как назвали меня в публикации, – я счастливый человек.
И концерт в Кремле, восторженный зал, ощущение любви, дружественности, которое витало во время четырёхчасового действия, – прекрасное тому подтверждение. Люди устали от жестокости и злости. И слова поэта «Мир держится на добрых людях» и «Всё начинается с любви» стали лейтмотивом всего вечера, во время которого звучали стихи и песни.
– Организация большого юбилейного концерта требует сил и поддержки союзников. Кто вам помогал?
– Это не первый концерт в Государственном Кремлёвском дворце. У Андрея Дмитриевича их здесь было несколько. Последний, юбилейный, прошёл в год 85-летия поэта. Через пять лет состоялся вечер памяти Андрея Дементьева. Он ушёл из жизни за две недели до своего 90-летнего юбилея. Но всё, что планировалось, – и концерт в Твери в день рождения поэта, и концерт в Кремле – мы сделали.
Я не знала, будет ли концерт востребованным спустя ещё пять лет. Считается, что каждое десятилетие меняется читательское поколение.
И когда я увидела, как быстро разошёлся тираж новой книги Андрея Дементьева, подготовленной мною и Геннадием Красниковым, вышедшей в издательстве «АСТ», и какое количество строк Андрея Дмитриевича в интернете цитирует молодёжь, то поняла, что юбилейный концерт нужно делать, и рада, что не ошиблась.
Совместно с ИД «Аргументы и факты», где Андрей Дмитриевич был частым автором, мы получили президентский грант на реализацию большого проекта к 95-летию со дня рождения поэта. В рамках проекта «АиФ» сделали, с большой любовью, мультимедийный сайт, посвящённый Дементьеву; виртуальный тур по созданному им Дому поэзии в Твери. Когда он открылся в 2014 году, то был первым. Сейчас появились и другие Дома поэзии: Р. Гамзатова – в Махачкале, Е. Евтушенко – на станции Зима…
Наконец, вместе с «АиФ» мы «пошли и на Кремль». Инициатором и воплотителем концерта в основном была я – для команды «АиФ» это был первый подобный опыт.
Мне очень помог генеральный директор Государственного Кремлёвского дворца народный артист России Пётр Шаболтай. Будучи очень опытным организатором, но довольно жёстким и строгим, он неожиданно во всём пошёл нам навстречу. И вся команда с любовью и теплотой готовила этот вечер, чего я, честно говоря, не ожидала.
Думаю, что солнечность, улыбчивость Андрея Дмитриевича, добро, сделанное им, его добропорядочность оставили свой след на земле. Я чувствую поддержку многих людей, связанную с восхищением поэтом и с доброй памятью о нём.
– Наряду с известными артистами на сцене выступали и молодые. Как они воспринимают творчество Дементьева?
– Андрей Дмитриевич никогда не был старым. До конца своих дней он оставался молодым, энергичным человеком. Он без витиеватости говорил на равных – со всеми. Он прошёл жизнь вместе со страной, он поистине народный поэт – всеобщая любовь к нему не случайна.
Однажды мы оказались в составе делегации вместе с Ольгой Александровной Егоровой, которая была председателем Мосгорсуда. И она призналась, что после тяжёлых дел спасается стихами Дементьева.
Моя приятельница пришла на концерт со своим сыном, семиклассником. Он сидел как вкопанный, а по возвращении домой сказал: «Мама! Дай мне срочно книжку! Пока три стихотворения не выучу, не лягу спать!»
В зале было очень много людей с детьми, внуками.
Андрей Дмитриевич шутил, что раньше подписывал книгу ровесницам, потом к нему стали подходить и просить подписать книгу мамам, затем бабушкам. Так же, как и журнал «Юность», его книги стали семейным чтением. И это осознание нужности поэта помогает мне жить и заниматься его наследием.
Я была очень рада, что на кремлёвскую сцену удалось пригласить молодых ребят, лауреатов премии имени Андрея Дементьева, учреждённую «Домом поэзии Андрея Дементьева» в Твери, – Варвару Заборцеву из Пинеги и Стефанию Данилову из Петербурга. Несмотря на то что они участницы всевозможных слётов, для них кремлёвская сцена стала, как призналась Стефания Данилова, новым витком в жизни. «Кремль-на-Любви» – так коротко охарактеризовали ребята в соцсетях то, что происходило в зале.
Мне хотелось, чтобы, в отличие от программ других наших вечеров, в программе этого концерта были не только песни, но и побольше стихов. И это моё желание осуществили артисты Театра Вахтангова, как студенты Щукинского училища, так и актёры: Юлия Рутберг, Эльдар Трамов, Евгений Князев – все они сами выбирали стихи, так же, как и артист уже другого театра, народный артист РФ Александр Домогаров.
Концерт действительно имел успех. За месяц до него даже у спекулянтов билетов уже не было.
Вы знаете, я заметила интересную вещь – писатели, композиторы живы, когда родственники неравнодушны к их наследию – только тогда звучат песни, издаются книги, остаётся память.
– Андрей Дементьев в своих строках не раз отмечал, что для него самое ценное – дружба: «Я не жалею, что годы потратил / На долгожданных и верных друзей», «Я измеряю жизнь количеством друзей». Каким он был человеком?
– Андрей Дмитриевич был человеком очень демократичным и обладал удивительным даром: любить людей и располагать их к себе.
Возможно, это качество помогало ему как главному редактору пробивать через высокие инстанции то, что казалось невозможным. Так было с возвращением в литературу таких писателей, как Василий Аксёнов, Владимир Войнович, Георгий Владимов, Фридрих Горенштейн и многие другие – включая участников альманаха «Метро́поль».
Меня поразило, что, когда Андрея Дмитриевича провожали в последний путь, в переполненный зал имени Чайковского пришли все водители, которые в разные годы с ним работали…
Он не был завистлив. Евгений Евтушенко посвятил ему стихи, которые заканчиваются так: «А ты по-настоящему красивый, как зависти не знавший человек».
Именно доброта, широта взглядов и умение ценить талант помогали объединять в журнале «Юность» людей самых разных направлений.
Он радовался удачам других.
А в годы, когда Дементьев возглавлял журнал, он для себя поставил условие: не печатать свои стихи, не использовать служебное положение, – предпочитал, чтобы больше печатались другие.
Он был человеком принципов, которые соблюдал. Люди чувствуют, насколько то, о чём литератор пишет, соответствует тому, как он живёт. Андрей исповедовал формулу К. Батюшкова: «Живи как пишешь и пиши как живёшь». И читатель это чувствовал.
Меня поразило, что звёзды нашей эстрады, несмотря на предновогоднюю занятость, приезжали, откликались, записывали новые песни в студии. Это и Олег Газманов, и Стас Михайлов, который специально прилетел из Дубая.
Художественный руководитель Оперного театра в Башкирии, знаменитый бас Аскар Абдразаков трижды перезаписывал песню В. Мигули «Танго «Признание» («Наверно, выдумали мы от одиночества друг друга»), чтобы появились необходимые лирические нотки.
Сейчас надо согласовывать множество моментов, включая согласие артиста на совмещение видеоизображения и его голоса. Когда я позвонила Раймонду Паулсу для получения его согласия, он ответил: «О чём вы говорите? Можете даже не спрашивать! Границы закрыли, а песни должны звучать!».
Искусство по-прежнему объединяет. И очень важно то, что останется после нас. Доброта и свет, как в случае с Андреем Дмитриевичем, – тому пример.
– Будет ли трансляция концерта «Всё начинается с любви»?
– Да, в настоящее время готовится телеверсия. Концерт можно будет увидеть на канале «Культура» в новогодние праздники.
– Концерт в Кремле не единственное событие, организованное в 2023 году в рамках празднования 95-летия со дня рождения Андрея Дементьева. Что уже удалось сделать, а что ещё предстоит?
– Работала выставка в центре Москвы, на Тверском бульваре, — «Отечество в стихах». Вышел альбом «Музей фотографии «ПроЛаб» на «Мосфильме», где опубликованы также выдержки из автобиографической прозы.
И, конечно, работает Дом поэзии в Твери. Впереди – празднование 21 марта Всемирного дня поэзии, традиционный Слёт молодых поэтов. Как раз сейчас объявлен приём заявок на премию имени Андрея Дементьева, учреждённую правительством Тверской области совместно с Домом поэзии в двух номинациях – «Молодой поэт» и «За вклад в развитие и пропаганду поэтического творчества». Тверяки очень гордятся, что лауреатами первых двух сезонов стали директор Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Тамара Мельникова и певец, народный артист России Олег Погудин.
Будет и музей – собрано много артефактов, рукописей, писем, подарков. Андрей Дмитриевич возглавлял всевозможные комиссии, комитеты, много ездил по миру. Остались свидетельства дружбы, связывающей его со множеством людей. Мне бы хотелось, чтобы всё это было размещено и создавало понимание о прошедшем веке...
В Лермонтовском музее в Тарханах сделали комнату Дементьева, где представлены в том числе его концертные костюмы.
Будет памятная доска в Москве, на здании, где располагался журнал «Юность».
Российским Фондом мира учреждена ещё одна, новая, премия им. Дементьева «Хранитель книги» – лучшим библиотекам страны.
– Есть ощущение, что сегодня поэт по-прежнему рядом с нами. Людям, как завет, остались его стихи. Что в них, по-вашему, самое ценное?
– У него очень сильные последние стихи. Светлые строки – на памятнике: «Но также было до меня и будет после. / И всё ж расстаться нелегко со всем, что было. / И то, что радостью влекло и что постыло. / Но кто-то выйдет в первый раз вновь на дорогу, / И сбросит листья старый вяз у наших окон… / Всё будет также после нас – и слава богу». В них есть что-то созвучное с пушкинским «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть».
Это ощущение жизни носит у Андрея Дементьева оптимистичный характер.
Как человек мудрый, он передавал в своих стихах переживания, навеянные прожитой жизнью и теми бедами, страданиями, перипетиями, которыми жил народ, поэтому и сегодня его стихи находят отклик во многих сердцах.
Как никогда, востребованными оказались сегодня эти стихи: «Мир держится на добрых людях. / Не на агрессии и зле. / И если доброты не будет, / То ничего не будет на земле». Они заканчиваются такими строками: «Так пусть в нас совесть не убудет / И правда не сорвётся вниз… / Мир держится на мудрых людях, / Как держится при солнце жизнь».