Саша Кругосветов. А рыпаться всё равно надо – 2. – М.: Интернациональный союз писателей, 2020. – 254 с. – (Серия «NONfiction»).
Если автор определяет себя как детского писателя, естественно ожидать, что его произведения не только интересны читателю, но содержат также воспитательный и познавательный момент, возможно, претендуют на определённость в оценках и точках зрения и в некотором смысле универсальность.
Писателю-публицисту свойственна другая манера творчества – субъективность мнения, стремление пригласить читателя если не к полемике, то к размышлениям на заданную тему, и всё это – на основе текущих событий, близких по времени и актуальных здесь и сейчас.
Но автор сборника с необычным названием «А рыпаться всё равно надо – 2» самоопределяется как «детский писатель, публицист Лапкин Лев Яковлевич (творческий псевдоним – Саша Кругосветов)». Каким же образом взаимодействуют в книге два столь разных начала?
Сборник составлен из статей и заметок, до издания в бумажном формате известных читателю в ином качестве – публикаций и записей в Сети, на различных площадках. Таким образом, публицистичность и фиксация момента по сравнению с традиционными жанрами публицистики, такими как очерк, должна выражаться особенно ярко.
Однако публикации в книге собраны по итогам нескольких лет, поэтому между описанными событиями и изданием размышлений о них образуется временная дистанция, которой не было первоначально. Саша Кругосветов рассуждает и размышляет о том, что первоначально было известно всем либо наделало много шума, но теперь видится в ином свете, а для кого-то, возможно, окажется ново и незнакомо. Конечно, «А рыпаться всё равно надо – 2» – не учебник новейшей истории, но интересный и информативный исторический документ.
Сведения и факты, на которых основаны многие заметки автора, служат также стимулом для дальнейших дополнительных размышлений. Зачастую Саша Кругосветов настойчиво побуждает к этим размышлениям читателя.
«Как противостоять этому состоянию «перед обрывом»? Никак. Просто нужно быть готовым. Заранее. И не изменять самому себе. Не тому себе – кем ты стал. А тому – каким тебя создавали». «Есть такая профессия – правду людям говорить. Не полуложь. Не полуправду. А правду. Журналистика называется. <…> вы не хотите стать настоящим журналистом? <…> У вас получится».
Таким образом, Саша Кругосветов может быть очень резким и нелицеприятным. Писатель твёрдо высказывает своё мнение – и не только об известных фигурах, но и о знаковых проблемах времени. «Други мои, я – полный мракобес. Отсталый человек», – с некоторой иронией говорит Кругосветов, однако имеет в виду скорее то, что его мировоззрение сформировано и вряд ли изменится в угоду окружению.
В то же время Саша Кругосветов утверждает, что он «человек толерантный». Противоречия в этих тезисах нет. Писатель верен своему мнению, отказываясь принимать чужое, но оставляет за читателем право соглашаться или оспаривать.
Можно принимать, можно не принимать, можно и нужно защищать своё, но нельзя диктовать другому, что считать своим. Это сильный и ценный «воспитательный момент», опосредованно выраженный в произведениях Саши Кругосветова.
Во второй части книги автор переходит с кратких заметок на очерки, и желание не только рассказать и обличить, но и воспитать, побудить к мысли становится ещё заметнее. «Прохрапим наше великое прошлое. Проспим и страну, и детей, будущее России. Пора просыпаться» – так завершается текст «Храпим», направленный против небрежного отношения к своему наследию, красоте и святыням. «Заметки об АУЕ» – об опасности аналогичного характера, о том, как можно потерять поколение, молодых людей, которым не на что опереться. «Выдуманные правила уличной жизни – это их протест, они смотрят вокруг себя – и им не нравится то, что они видят. <…> Улица – это всё, что им осталось. Они создают свой мир и в своих выходках доходят до подлости».
Но Саша Кругосветов далеко не пессимистичен. Среди его очерков многие посвящены интересным и талантливым людям, значимым, хотя и не всегда известным читателю культурным событиям. Это нельзя назвать положительным примером, поскольку не у каждого читателя есть возможность следовать ему. Тем не менее важность очерков о литературных фестивалях, театральных выступлениях, научных перспективах несомненна. Жизнь далеко не бесперспективна, время не безнадёжно, нам есть из чего выбирать и к чему стремиться.
Детский писатель напоминает об этом, рассказывая о том, что вселяет надежду: «всё у нас получится», но нужно приложить определённые усилия. Публицист отмечает неизбежные проблемы и недостатки, подчёркивая, что преодоление возможно, но для этого «рыпаться надо». И то и другое сочетает в своём творчестве Саша Кругосветов, поэтому два разных литературных начала, то сходясь, то расходясь в разных творческих задачах, остаются объединёнными общей целью – рассказать о самом важном не только в настоящее время, но и, возможно, в любое другое.