Признаюсь, давно хотелось эти заметки написать. Сдерживал себя, надеясь, что вызвавшая желание высказаться проблема рассосётся сама собой и обойдётся без скандала. Однако в данном случае в эту историю втянули государство. И проблема приобрела совсем иной характер.
Уже много лет директор Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина госпожа И.А. Антонова пытается выжить нас, философов, из здания Института философии на Волхонке, 14/1, дабы расширить владения музея. И много раз терпела поражение. И вдруг мы узнаём, что в принятом постановлении правительства по случаю предстоящего 100-летия знаменитого музея кому-то пришло в голову включить исключительно замечательную мысль: взять и подарить этому музею здание… Института философии, которому как раз в 2009 году исполнилось 80 лет. Причём, принимая это решение, с коллективом и учёным советом института никто даже не посоветовался.
Люди законопослушные, мы хотели бы всё-таки узнать, как и почему такое решение было принято? Хотелось бы понять, кому, зачем и для чего понадобилось «подарить» музею здание, явно не пригодное (несмотря на высоту потолков) для того, чтобы в нём выставлялись или хранились картины? Это косвенно признала и сама госпожа Антонова, меняя формулировки в своих публичных выступлениях: то в здании будет галерея классического искусства, то реставрационный центр, то помещение для размещения музейных служб во время реконструкции музея… Увлечённая своими экспансионистскими планами, Ирина Александровна так и говорит:
В 1963 году у музея было одно здание, теперь уже 11, и скоро станет ещё больше, ибо сейчас нам некуда больше расширяться. Госпожа Антонова уверена, что дальнейший ход событий уже предопределён и расписан.
Мы, философы, люди вполне здравомыслящие, никак не можем понять логику и смысл решения, согласно которому разрушают исторически сложившийся центр духовной культуры, в который помимо Музея им. Пушкина входят храм Христа Спасителя, Институт философии, Институт русского языка, галерея Ильи Глазунова, две всероссийского масштаба библиотеки.
Впрочем, скептики и знатоки рыночных нравов убеждены в том, что борьба вообще идёт не за здание как таковое, а за место, за землю, на которой стоит наш институт. Ведь цена этого места измеряется цифрами с многими нулями: с одной стороны – храм Христа, с другой – звёзды Кремля, а невдалеке – старый Арбат с переулками, где расположились ещё не уничтоженные старинные дома и усадьбы Герцена, Аксаковых, Нащокина и других деятелей русской культуры.
Несколько слов и о нашем здании, «Жёлтом доме на Волхонке», как остроумно когда-то прозвал его великий мыслитель А.А. Зиновьев. Это наш кровный дом: в нём институт родился, рос и стал староват, как сказал бы Маяковский. Здесь жили и творили лидеры целых направлений отечественной философии – Б.Н. Чичерин и И.С. Аксаков. Здесь с момента рождения института десятки лет собирались советские и российские философы, проводили рабочие встречи, вели дискуссии. Здесь недавно торжественно отмечался Всемирный день философии.
Короче, это не обычное помещение, и не офис, который в любой момент можно поменять. Это поистине родной дом российских философов, что отметили и подчеркнули в своих письмах-обращениях к президенту и премьеру правительства философы МГУ, МГИМО, РГГУ, МГТУ, Философского общества России, институтов истории, психологии, философы Ульяновска, Казани, Краснодара, Перми, Тюмени, руководители философских учреждений Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Казахстана, философы западных стран… В этих письмах просьбы к руководителям страны не совершать опрометчивого шага, не уничтожать культурный и духовный центр, без преувеличения, мировой известности.
Странная вещь: когда начинаешь отстаивать свои права и чувство собственного достоинства, тебя упрекают в сентиментальности и старомодности, называя всё это эмоциями. Но когда заходит речь о судьбе памятников культуры, обязательно возникают «деловые люди» и разговоры о пользе и выгоде. И тут уже не до права – «незаконным» пытаются объявить долгосрочное соглашение об аренде здания, заключённое нашим институтом с государством.
Правовой нигилизм, как его определил президент Д.А. Медведев, своими глубокими корнями опирается на моральный наплевизм, расцветший в постсоветской России. Для плохих политиков всплеск чувств и эмоций граждан по поводу несправедливости – это «скандал» и «безобразие». А для дальновидного политика недовольство и возмущение каким-то решением или событием – сигнал о неблагополучии и несправедливости, который должен быть услышан.
На днях премьер В.В. Путин говорил, что не надо бояться признавать ошибки и научиться вовремя их исправлять. Полностью разделяю это мнение. Хорошо бы исправить ту ошибку, которая – по недосмотру или недомыслию кого-то из чиновников – вкралась в нужное постановление правительства в связи с предстоящим юбилеем замечательного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН, лауреат Государственной премии СССР