Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 апреля 2022 г.
  4. № 14 (6828) (06.04.2022)
Культура

Всё продаётся?

«Утраченные иллюзии» на экранах Москвы

06 апреля 2022
Бенджамин Вуазен, Венсан Лакоста

Роман в трёх частях Оноре де Бальзака – это признанная классика мировой художественной литературы. Многие называют эту книгу портретом эпохи, когда пыль революций и контрреволюций уже осела и жизнь в Париже стала всё больше походить на ту, что была до 1789 года: к власти вернулась династия Бурбонов, восстановившая часть прежних порядков.

 

Борьба между сторонниками короля и его ярыми противниками – либералами переместилась с улиц на собрания высшего света, в просторные залы театров и редакции подконтрольных газет и типографии. Впрочем, несмотря на далёкий от нас исторический период, многое из описанного в романе Бальзака остаётся злободневным и сейчас, что и продемонстрировал своим фильмом французский режиссёр и неоднократный лауреат премии «Сезар» Ксавье Джанноли.

Главная тема «Утраченных иллюзий» – взаимосвязь формируемого средствами массовой информации общественного мнения и заинтересованных в этом лиц. Всё продаётся и покупается. Популярность книги у читателей формируется не благодаря качеству её содержания, а при помощи рекламной кампании или рукотворно созданного ажиотажа в среде критиков. Само искусство в подобном мире уходит на второй план, переставая быть чем-то важным. В мире, где всё действует согласно вышеназванному правилу, не может быть верной любви, настоящей дружбы, надёжных и внушающих уверенность связей и, конечно же, никаких принципов и убеждений.

Главный герой книги и фильма – Люсьен Шардон в исполнении Бенджамина Вуазена – спрашивает у своего нового работодателя Этьена Лусто о его политической ориентации. Тот же отвечает, что, мол, пока у газеты будут либеральные спонсоры, она будет доводить до своих читателей именно такой взгляд на мир. Среди представленных в картине героев нет людей, верящих в свои идеалы. Слова «роялист» и «либерал» обозначают лишь то, в каких кругах вращаются персонажи, то бишь используются только для обозначения лагеря, которому они прислуживают. Они пишут рецензии на книги, ни разу их не открыв, берут деньги у владельцев театров и пишут хвалебные отзывы, не вникая в происходящее на сцене, сочиняют сатирические статейки про персон, с которыми водят дружбу, продают своим подписчикам и утку, и её опровержение. Персонажи фильма – это те, кто, согласившись торговать своим мнением и плясать под дудку того, кто больше заплатит, безвозвратно продал свою совесть. Все они не боятся рисковать, но далеко не все умеют вовремя и объективно оценить риски, так как ослеплены собственной самоуверенностью, что и приводит к их личным трагедиям.

Красной нитью через весь фильм проходит линия, связанная с поэзией. Изначально главного героя нам представляют как человека тонкой душевной организации, влюблённого в великосветскую замужнюю даму Луизу, женщину не по статусу. Непродолжительный, но достаточно бурный роман в скором времени завершается из-за того, что окружающие даму сердца Люсьена буржуа и аристократы осуждают её за связь с классово чуждым элементом, который к тому же, чтобы скрыть своё происхождение, прикрывается фамилией матери – урождённой де Рюбампре. Оказавшись в Париже, провинциальный парень ищет возможность издать сборник своих стихов «Маргаритки», посвящённый Луизе, но с ужасом для себя узнаёт, что поэзия там не в почёте у читателей, так как её никто не покупает. Знакомство с журналистом Этьеном Лусто коренным образом меняет его жизнь. Этьен изначально преподносится как персонаж – антипод Люсьену: несостоявшийся писатель, продажный журналист, отказавшийся от собственных писательских амбиций, предавший всевозможные принципы и хорошо встроенный в отвратительную коррупционно-иерархическую систему. Наконец, Люсьена возмущает то, что его новый друг и коллега абсолютно обесценивает значение любви, путаясь с замужней театральной актрисой. И, в отличие от нашего героя в начале фильма, Этьена совершенно не беспокоит тот факт, что кто-то ещё помимо него является любовником этой женщины. Вскоре зритель понимает, какое сильное влияние окружающая среда газетного мира Парижа оказывает на случайно попавших в него людей. К концу истории Этьен и Люсьен перестают быть антиподами друг друга.

Режиссёр собрал великолепный актёрский состав. Друга роялистов и подающего надежды молодого писателя Натана сыграл любимец европейских кинопремий Ксавье Долан. К слову, его герой – единственный, для кого манеры вообще хоть что-то значат. Его полной противоположностью является «либерал» Этьен Лусто в исполнении малознакомого российскому зрителю, но известного во Франции актёра Венсана Лакоста. У него же как раз границы допустимого отсутствуют напрочь. Наиболее «звёздным» членом актёрского ансамбля является Жерар Депардьё, отлично воплотивший тут образ малограмотного, но успешного богатого издателя.

Подводя итог, в век, когда фейк-ньюс и намеренная дезинформация заполонили газетное, телевизионное и интернет-пространство, экранизированный Ксавье Джанноли роман Бальзака смотрится предельно актуально. Это хорошее кино, ничуть не затянутое (при хронометраже в два с половиной часа!), полное обличительной критики журналистского сообщества и мышления в парадигме «всё продаётся»!

 29-Иллюзии кружок.jpg

Сесиль Де Франс

Тэги: Премьера Никита Маргаев
Обсудить в группе Telegram

Никита Маргаев

Родился в 2003 году в Москве. Студент кафедры ж... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS