Выборы в США состоялись, многие мировые лидеры уже поздравляют Джозефа Байдена, однако процесс юридического оформления результатов голосования (с учётом судебных разбирательств) может затянуться. Тем не менее оснований порассуждать о будущем достаточно. Каковы прогнозы экспертов? На какие моменты следует обратить внимание?
Бесхозные ракеты
Наметившийся раскол США после выборов президента может привести к потере единого политического центра, что поставит вопрос об управляемости американской системой. Как обезопасить мир от угрозы применения ядерного оружия в условиях хаоса управления?
Кто-то полагает, что такой поворот событий невозможен, но вспомним, как минувшим летом губернаторы ряда штатов не подчинялись президенту, демонстрируя независимость от Вашингтона. И среди военных появились те, кто выступил против Трампа. Могут найтись те, кто откажется подчиняться Байдену. Где гарантии, что конфликт в США не навредит всем, что при дестабилизации госуправления риски не перекинутся вовне? Что вразнос не пойдёт гигантская военная машина Вашингтона?
Миллион двести тысяч военнослужащих, огромные запасы оружия, сотни военных баз США – даже их точное число и местонахождение неизвестны. Главная опасность – почти 6 тысяч ядерных боеголовок, второй по количеству арсенал после РФ. Не все они активны, но почти каждая четвёртая заряжена в баллистическую ракету. Угроза случайного применения ядерного оружия остро волновала Вашингтон при распаде СССР. Эта тревога, наверное, была объяснима, как должна быть понятна и нынешняя тревога за действия США.
Следует задуматься об этом на самом высоком уровне, может быть, даже обсудить в ООН. Как снять угрозу задействования ядерных вооружений в случае нарастания хаоса?
Видимо, возможность такого сценария просчитывают в руководстве России. Не случайно активизировались переговоры по СНВ-3, последнему из оставшихся ракетных договоров, который истекает в феврале 2021-го. Президент РФ пошёл навстречу, предложив продлить его хотя бы на год.
Ситуация в США всё больше похожа на час икс, когда сброшены маски и стороны готовы пойти в атаку друг на друга. Но если возможные столкновения между американскими гражданами – их внутренняя проблема, то угроза запуска ядерной ракеты непонятно кем – проблема всей планеты.
Александр Щипков, политический философ
Байден Трампа не слаще
Мне, я считаю, проще, чем некоторым коллегам, предсказать, как будут после президентских выборов в США развиваться отношения России и Соединённых Штатов на постсоветском пространстве. А оно останется, без всяких сомнений, полем острого противостояния и развёртывания разного рода комбинаций.
Не все заметили, что Трамп, кардинальным образом преобразовав внешнюю политику США на европейском, китайском, иранском, северокорейском и многих других направлениях, фактически полностью сохранил политическую практику своей страны на территориях и среди элит бывших республик СССР.
Попытки (иногда, к сожалению, небезуспешные) ограничить влияние России, вытеснить её в пределы собственных границ продолжались с нарастающей силой и при безоговорочной поддержке со стороны контролируемой демократами палаты представителей Конгресса США. Создавалось впечатление, что действия по отношению к России и странам СНГ – это то единственное, в чём Трамп и глобалисты из Демократической партии всегда находили общий язык.
Так что политика Трампа на постсоветском пространстве даже с вероятным приходом Байдена продолжится. Отличие будет только в стилистике, в тональности. Если Трамп время от времени хвалил Путина и на практике делал России гадости, то Байден будет «честнее»: он будет вовсю ругать Путина, называть его диктатором, но продолжит делать гадости России.
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ