Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Второе дыхание школьной литературы

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

И.Н. Сухих. Литература: Учебник для 10-го класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): В 2 ч. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

И.Н. Сухих. Литература: Учебник для 11-го класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): В 2 ч. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Убеждение в том, что качество современного преподавания литературы зависит только от личности учителя, как мне кажется, вполне может развеять учебник Игоря Николаевича Сухих.

По моим наблюдениям, очень немногие люди, даже среди учителей, в общении с детьми обладают удивительным свойством: рассказывать, совмещая самое важное о событии, человеке, исследовании или художественном произведении с самой интересной, цепляющей внимание подростка, а потому легко запоминающейся информацией. Этой способностью в полной мере обладает автор учебника литературы, написавший главы о русских писателях и русской литературе так, что их, думаю, не без интереса прочтёт не только школьник, но и человек с высшим гуманитарным образованием.

«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать, – иронически заметил в конце жизни И.В. Гёте. – Я затратил на это восемьдесят лет жизни и всё ещё не могу сказать, что достиг цели». Во вступительном слове «Литература: зачем и для кого?» автор, преследуя лишь одну цель – не заставить, а логически доказать ребёнку, почему ему необходимо читать русскую классическую литературу, использует не только свои аргументы: «Кто-то может спросить: зачем, к чему я должен (должна) читать то, что написано много лет назад и рекомендовано какими-то неизвестными людьми? Но этот отбор произведён не нами, он произведён историей. Пушкина и Гоголя читают почти двести лет и будут читать ещё через двести, когда никто не вспомнит современных модных авторов. Неужели нам неинтересно понять, почему?», но и опирается на мнения Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, критика Ю. Айхенвальда, Иосифа Бродского: «…Ни один Уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т.п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей. (Из нобелевской лекции)». И что немаловажно, это вступительное слово занимает только пять страниц. Да и сам учебник – два небольших тома для десятого класса и два для одиннадцатого – невелик. А ведь для современного школьника краткость и в то же время ёмкость предлагаемых учебников – едва ли не основной залог успеха.

Помимо статей о творчестве и жизни русских писателей здесь есть ещё и главы, посвящённые историческому контексту и рассказу об основных литературных течениях прошлого, без чего вообще трудно себе представить изучение литературы. К каждой теме и произведению автор учебника предлагает вопросы, при ответе на которые предполагается не простое «знание текста», а некий душевный, нравственный труд.

Пролистывая учебник, перечитывая приведённые в нём знакомые строки из статьи Белинского: «Господин Гончаров рисует свои фигуры, характеры, сцены, прежде всего для того, чтобы удовлетворить своей потребности и насладиться своею способностью рисовать; говорить и судить и извлекать из них нравственные следствия ему надо предоставить своим читателям», я вспоминала свои учебники по литературе. В них не было тогда упоминания о Гончарове, роман «Обломов» не входил в школьную программу. За биографическими справками и краткими отрывками из произведений лишь прирождённым гуманитариям удавалось рассмотреть удивительный мир чувств, освобождённых строчкой стиха, почувствовать ритм настоящей прозы, глубину лаконичности пьес…

Правда, тогда у нас было больше возможностей и условий для спокойного чтения и размышлений помимо учебника, чем у нынешних ребят. Школьный курс литературы с тех пор прошёл тяжёлый и трудный путь. ЕГЭ вообще отодвинул литературу на задворки образования, нанося сокрушительный удар по чувству собственного достоинства российского народа.

И вот, как всегда, у нас в России, дойдя до последней черты, за которой – пропасть, вдруг открывается второе дыхание, появляются новые силы и возможности. Чтобы не упасть. Этот учебник Игоря Николаевича Сухих хочется назвать новой точкой отсчёта, «вторым дыханием» в духовном и литературном образовании наших детей.

Наталья ГОЛУБЬ

Обсудить в группе Telegram

Наталья Голубь

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS