Литература: Учебник для 10-го класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): В 2 ч. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Литература: Учебник для 11-го класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): В 2 ч. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Убеждение в том, что качество современного преподавания литературы зависит только от личности учителя, как мне кажется, вполне может развеять учебник Игоря Николаевича Сухих.
По моим наблюдениям, очень немногие люди, даже среди учителей, в общении с детьми обладают удивительным свойством: рассказывать, совмещая самое важное о событии, человеке, исследовании или художественном произведении с самой интересной, цепляющей внимание подростка, а потому легко запоминающейся информацией. Этой способностью в полной мере обладает автор учебника литературы, написавший главы о русских писателях и русской литературе так, что их, думаю, не без интереса прочтёт не только школьник, но и человек с высшим гуманитарным образованием.
«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать, – иронически заметил в конце жизни И.В. Гёте. – Я затратил на это восемьдесят лет жизни и всё ещё не могу сказать, что достиг цели». Во вступительном слове «Литература: зачем и для кого?» автор, преследуя лишь одну цель – не заставить, а логически доказать ребёнку, почему ему необходимо читать русскую классическую литературу, использует не только свои аргументы: «Кто-то может спросить: зачем, к чему я должен (должна) читать то, что написано много лет назад и рекомендовано какими-то неизвестными людьми? Но этот отбор произведён не нами, он произведён историей. Пушкина и Гоголя читают почти двести лет и будут читать ещё через двести, когда никто не вспомнит современных модных авторов. Неужели нам неинтересно понять, почему?», но и опирается на мнения Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, критика Ю. Айхенвальда, Иосифа Бродского: «…Ни один Уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т.п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей. (Из нобелевской лекции)». И что немаловажно, это вступительное слово занимает только пять страниц. Да и сам учебник – два небольших тома для десятого класса и два для одиннадцатого – невелик. А ведь для современного школьника краткость и в то же время ёмкость предлагаемых учебников – едва ли не основной залог успеха.
Помимо статей о творчестве и жизни русских писателей здесь есть ещё и главы, посвящённые историческому контексту и рассказу об основных литературных течениях прошлого, без чего вообще трудно себе представить изучение литературы. К каждой теме и произведению автор учебника предлагает вопросы, при ответе на которые предполагается не простое «знание текста», а некий душевный, нравственный труд.
Пролистывая учебник, перечитывая приведённые в нём знакомые строки из статьи Белинского: «Господин Гончаров рисует свои фигуры, характеры, сцены, прежде всего для того, чтобы удовлетворить своей потребности и насладиться своею способностью рисовать; говорить и судить и извлекать из них нравственные следствия ему надо предоставить своим читателям», я вспоминала свои учебники по литературе. В них не было тогда упоминания о Гончарове, роман «Обломов» не входил в школьную программу. За биографическими справками и краткими отрывками из произведений лишь прирождённым гуманитариям удавалось рассмотреть удивительный мир чувств, освобождённых строчкой стиха, почувствовать ритм настоящей прозы, глубину лаконичности пьес…
Правда, тогда у нас было больше возможностей и условий для спокойного чтения и размышлений помимо учебника, чем у нынешних ребят. Школьный курс литературы с тех пор прошёл тяжёлый и трудный путь. ЕГЭ вообще отодвинул литературу на задворки образования, нанося сокрушительный удар по чувству собственного достоинства российского народа.
И вот, как всегда, у нас в России, дойдя до последней черты, за которой – пропасть, вдруг открывается второе дыхание, появляются новые силы и возможности. Чтобы не упасть. Этот учебник Игоря Николаевича Сухих хочется назвать новой точкой отсчёта, «вторым дыханием» в духовном и литературном образовании наших детей.