Впервые за всю свою историю Государственный Эрмитаж экспонирует в Москве одну из самых хрупких своих коллекций – собрание фарфора Петербургского Императорского завода. Разумеется, всю коллекцию привезти в столицу нет никакой возможности: она насчитывает несколько тысяч экспонатов, многие из которых лучше вообще не трогать. Так что «Под императорским вензелем» – так называется выставка, обосновавшаяся в Успенской звоннице Московского Кремля, – собрано всего триста предметов. Но каждый из них, безусловно, является шедевром. И не только в силу художественных достоинств, но ещё и потому, что, как правило, существует в единственном экземпляре. Даже на тарелках или чашках, составлявших один сервиз, роспись никогда не повторялась.
На выставке представлены предметы из самых знаменитых царских сервизов. Старейший из них – «Собственный» императрицы Елизаветы Петровны, эскизы росписи которого она сама и утверждала. Столь пришедшийся по сердцу государыне орнамент из синей кобальтовой «сетки» вскоре на долгие годы стал своеобразной визитной карточной русского фарфора.
Но «золотой век» сервизов пришёлся на правление Екатерины II. Первый из заказанных ею сервизов, «Арабесковый», был расписан мотивами с образцов, найденных при раскопках Помпеев и Геркуланума. «Яхтинский» сервиз воспевал могущество русского флота и процветание торговли. На «Кабинетном», насчитывавшем более восьмисот предметов, были запечатлены архитектурные памятники времён Древнего Рима. Для того, чтобы воочию увидеть, какое великолепное зрелище являл собою сервированный ими стол, придётся ехать в Петербург. Но и сами по себе все эти блюда, чаши, винные подачи производят сильное впечатление.
Причём не только на обычных посетителей. В большинстве текстов, появившихся в прессе по случаю открытия выставки, так или иначе упоминалась возможность заказать на заводе копии исторических вещей – от изящных табакерок елизаветинских времён до внушительно-помпезных напольных ваз эпохи Александра I. Выставочное пространство Успенской звонницы невелико. Не заметить солидных джентльменов, подолгу стоящих у витрин и внимательно прислушивающихся к таинственному шёпоту джентльменов академического вида, было просто невозможно. Причём, если вдруг у одной витрины одновременно оказывались две такие колоритные «пары», одна из них разговор мгновенно прекращала.
Конечно, копии – не оригиналы, настоящие коллекционеры отправляются за ними куда-нибудь в Париж или в Лондон. На аукцион. Года два назад парные напольные вазы, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в 1825 году, были проданы на аукционе Sotheby’s пожелавшему остаться анонимным коллекционеру почти за четыре миллиона долларов.
Судя по всему, намечается «второе пришествие» русского фарфора. И это неудивительно. На западе существует несколько весьма солидных «мануфактур», в том числе и знаменитые Мейсенская и Севрская, которые по индивидуальным заказам воспроизводят предметы, выпускавшиеся на них в XVIII-XIX веках. Русский фарфор, вышедший из печей Императорского фарфорового завода, кстати, недавно вернувшего себе своё историческое название, ни качеством, ни своеобразием, ни художественной ценностью своим немецким и французским «собратьям» не уступает и с полным правом может претендовать на статус национального бренда, как это было 250 лет тому назад.
В русском фарфоре, его формах и декорах, даже навеянных иными культурами, всегда был свой самобытный характер. Пожалуй, только в последней трети XIX века, да и то не без вмешательства царствующих особ, западные, в первую очередь немецкие и итальянские, веяния несколько поколебали исконные русские фарфоровые традиции. А если учесть, что и рецепт фарфоровой смеси был заново открыт талантливым учёным, сподвижником Ломоносова Дмитрием Виноградовым, то оснований для того, чтобы гордиться отечественным фарфором, у нас более чем достаточно.