Паганини / Мария Тибальди-Кьеза / Пер. с итал. И. Константиновой. – 2-е изд., доп. – М: Молодая гвардия, 2008. – 388 с.: 16 л. ил. (ЖЗЛ; вып. 1130).
Аведь и вправду – не будет! Думаю, с этим согласятся даже те, кто о гениальном скрипаче не знает ничего. Кроме того, что его считали чуть ли не демоном в человеческом облике. В мире музыки вряд ли найдётся фигура более романтичная и таинственная. Судьба Паганини в равной мере привлекает и серьёзных исследователей, и любознательных дилетантов. Монографии, романы, пьесы, фильмы – мало о ком из музыкантов снято, поставлено и написано столько, сколько о нём. Но везде вымысел, как правило, превалирует над истиной. И эверест, который можно сложить из серьёзных сочинений, как ни странно, не уменьшает количества легенд, окутывающих маэстро Никколо’ и вводящих в заблуждение читающую публику.
Книгу Марии Тибальди-Кьеза специалисты единодушно зачисляют в десятку лучших работ о Паганини, а среди того, что написано для широкого читателя, ей и вовсе принадлежит пальма первенства. Известная итальянская писательница, автор романов, сказок и даже оперных либретто, наделена ещё и талантом вдумчивого, скрупулёзного исследователя: её перу принадлежат монографии о Чайковском и Мусоргском. Но более всего синьору Кьеза занимал её соотечественник, неистовый маэстро. Выход книги о Паганини был приурочен к столетию со дня смерти музыканта, отмечавшемуся в 1940 году. А к 47-му, несмотря на военные грозы, бушевавшие над Европой, она уже выдержала четыре переиздания.
Успех «Паганини» объяснялся просто: занимательность художественного произведения сочетается в нём с предельной корректностью по отношению к истории. Редкое качество для автора беллетризованной биографии. Факты и даты проверены и перепроверены: по газетам тех времён, по воспоминаниям современников и близких друзей музыканта. При этом автор максимально честен с читателем: в тексте всегда есть указания, какие события можно считать реальными, а какие достоверных подтверждений не имеют. То, что происходило с Паганини, на самом деле зачастую удивительнее, чем легенды о нём. Никто не резал струн на скрипке Паганини. Это ревнивая возлюбленная, видя, что ей предпочли другую, публично предложила виртуозу продемонстрировать свой талант, сыграв на одной струне вместо четырёх. Пять лет тюрьмы за убийство жены, в течение которых Никколо якобы и научился играть на скрипке, на самом деле были всего лишь девятью днями карцера за непочтение к суду, принуждавшему его жениться на… уличной девке.
На русском языке «Паганини» появился только 81-м, тоже в серии «ЖЗЛ», но с большими купюрами. Как известно, великий скрипач был и великим ловеласом и, что ещё хуже, заводил романы не только с княгинями и виконтессами, но и с девицами весьма сомнительного поведения, что, естественно, не прошло даром для его здоровья. Паганини в своих письмах к друзьям, коих в книге приведено немало, был достаточно откровенен, и издатели, опасаясь за нравственность советского читателя, обкорнали книгу как только могли. Развенчивать кумиров в те времена было не принято. Или гений, или злодей. А если в человеке уживаются оба, то лучше, чтобы об этом знало как можно меньше людей.
Никколо Паганини не был ни ангелом, ни демоном. Ветреный любовник был преданным и самоотверженным отцом. Скупец помогал братьям и сёстрам. Циник и насмешник возил с собой повсюду ермолку, сшитую из куска свадебного платья своей матери. Книгу Марии Тибальди-Кьеза стоит прочесть хотя бы для того, чтобы понять, какую цену заплатил этот человек за свою славу.