20 лет назад в Башкирии на 1710-м километре Транссибирской магистрали, под уральским городом Ашой, в момент прохождения встречных поездов, пассажирского и товарного, взорвались цистерны со сжиженным газом. Погибли 575 человек, 623 были ранены. Эта железнодорожная катастрофа считается крупнейшей в истории. Она стала одной из многих техногенных катастроф, которые случились на закате Советского государства. И каждая из них становилась аргументом и в политических спорах. Каждая вольно или невольно ставилась в вину советской власти, приближала её кончину.
65 лет назад был открыт второй фронт против фашистской Германии. Операция называлась «Оверлорд». В ходе её англо-американский воздушный и морской десант высадился в Нормандии. В рамках юбилейных торжеств во Францию приедет американский президент. В последние годы высадка десанта на Западе празднуется всё торжественнее. Пять лет назад на подобных торжествах свидетели отмечали, что о вкладе СССР в разгром фашистской Германии говорилось лишь вскользь. Запад откровенно пытался всячески подчеркнуть свою роль. Хотя, как известно, с открытием второго фронта тянули откровенно и бессовестно. Западные политики хладнокровно ждали, когда СССР и Германия истекут кровью в жесточайшей войне. Второй фронт был открыт, когда стало ясно, что советская армия и сама скоро и неминуемо добьёт гитлеровцев.
105 лет назад вступила в строй первая в России боевая подводная лодка «Дельфин», построенная на Балтийском заводе в Петербурге по проекту инженера-кораблестроителя И. Бубнова. Лодка скоро затонула во время учебного погружения. Из 37 членов экипажа спаслись только 12 человек. Это была первая катастрофа на подводных лодках России. Тогда «Дельфин» был поднят и восстановлен. Позже лодка принимала участие в Русско-японской войне в составе Сибирской флотилии. «Дельфин» был в строю российского флота до 1917 года. И сегодня у места захоронения экипажа «Дельфина» на Смоленском кладбище проходят траурные мероприятия.