Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 октября 2023 г.
Телеведение

Вуди Аллен заговорил по-французски

На всякого хитреца довольно случайностей

22 октября 2023
Валери Лемерсье, Мельвиль Пупо и Лу де Рааж в «Великой иронии»

Пятидесятый фильм отлучённого «митушками» от Голливуда и перебравшегося в Париж Вуди Аллена в российском прокате назван «Великой иронией», хотя Coup de Chanсe точнее переводится как «Ирония случая».

Это первая в творческом списке знаменитого режиссёра картина, снятая на французском языке и с французскими актёрами, и уже пятая, сделанная в сотрудничестве с выдающимся оператором Витторио Стораро, в числе работ которого — «Птица с хрустальным оперением», «Конформист», «Последнее танго в Париже», «Апокалипсис сегодня» и «Последний император». Его фирменная светопись узнается в осенних видах столицы Франции, но, по правде говоря, разгуляться в камерном алленовском триллере, почему-то причисленном к ряду комедий, старому мастеру негде.

«Великая ирония» начинается как обычная городская мелодрама: тридцатилетняя Фанни (Лу де Рааж), будучи замужем за представительным и состоятельным Жаном (Мельвиль Пупо) лет на 15–20 постарше жены, случайно встречает бывшего одноклассника Алена (Нильс Шнайдер), со школы влюблённого в неё, начинает втайне от мужа встречаться с ним и быстро становится его любовницей. И если судить только по кадрам, можно было бы подумать, что и закончится она так же нехитро: понятно ведь, что супруг узнает об измене, грянет семейная сцена, и Фанни, попавшей меж двух огней, придётся, скорее всего, выбрать того, кому автор фильма дал свою фамилию в качестве имени.

Между тем лёгкие сигналы с экрана вкупе с пониманием, кто управляет действием фильма, подсказывают, что всё не так просто: сперва в гости к зятю и дочке приезжает её мать (Валери Лемерсье), почитательница Сименона с повадками мисс Марпл Агаты Кристи, а затем как бы невзначай упоминается, что в прошлом у Жана был компаньон, который внезапно и бесследно исчез. И тут мне вспомнился бывший ученик, сбежавший из математического в обычный класс другой школы, чтобы получить в аттестат пятёрку по математике вместо заслуженной тройки. Этот высокий и породистый парень послужил в КГБ, а в перестройку сделался бизнесменом и организовал исчезновение своего партнёра и друга детства, об убийстве которого стало известно лишь через несколько лет, причём по чистой случайности: один из киллеров спьяну сболтнул лишнее в присутствии гэбэшного агента. Уж не прослышал ли часом Вуди Аллен об этой довольно громкой истории, попавшей в центральные российские СМИ? Не менее занятен и другой столь же умозрительный (но не исключённый ввиду интереса Аллена к русской классике) отечественный аналог в «Великой иронии» — троица Анна — Каренин — Вронский, на которую знакомого журналиста навела, по его признанию, модель железной дороги в доме Жана и Фанни.

Но вернёмся к фильму. Напряжение понемногу накапливалось, и вскоре раздалось первое предупреждение о надвигающемся шторме: муж отправился в детективное агентство, дабы выяснить, чем занимается его жена, когда под благовидным предлогом ускользает из дома. Далее саспенс (во многом вызванный отсутствием секса, крови и насилия, оставленных за кадром иронизирующим над зрительскими ожиданиями автором) пустился вскачь: один из героев в самом деле пропал, другого заподозрила в пропаже следовательница, и подозреваемый устроил ей смертельную ловушку, но всё разрешилось вроде бы непредсказуемым образом. Хотя, если вспомнить «Матч-пойнт», а также два ключевых слова, составляющих приведённое выше точное название картины, поговорку «не рой другому яму…» и роль случая в кинематографе Вуди Аллена, можно вовремя, то есть ещё во время действия, догадаться, к чему он ведёт дело. Именно ведёт, так как самодвижение придуманного им сюжета вплоть до запланированного финала если и возможно, то с исчезающей вероятностью. Отчасти поэтому, а отчасти потому, что единственным участником криминальной драмы, которому ничто не грозило, оказалась давшая толчок последовавшей драме героиня, фильм оставляет впечатление некоторой недодуманности. Но это, в общем, мелочь, более чем простительная мэтру мирового кино накануне его 88-летия.

Тэги: Фильм
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS