Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Вундеркиндов мне жалко»

01 января 2007

ПРАЗДНИК

В Москве завершился XI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Финал конкурса и торжественная церемония закрытия прошли в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Лауреаты были награждены Золотыми (I премия – 100 000 рублей), Серебряными (II премия – 50 000 рублей) и Бронзовыми Щелкунчиками (III премия – 30 000 рублей).

Победителями стали:
Струнные инструменты: «Золотой Щелкунчик» – Лизи Рамишвили, Грузия, Тбилиси; «Серебряный Щелкунчик» – Александр Шапчиц, Россия, Москва; «Бронзовый Щелкунчик» – Михаил Дормидонтов, Россия, Московская область, Серпухов.

Духовые и ударные инструменты: «Золотой Щелкунчик» – Матвей Шерлинг, Россия, Москва; «Серебряный Щелкунчик» – Максим Савран, Россия, Чувашская Республика, Чебоксары; «Бронзовый Щелкунчик» – Вилхелм Патрик Скабардис, Латвия, Рига.

И. Солженицын поздравляет Д. Харитонова;  Вадим ШУЛЬЦФортепиано: «Золотой Щелкунчик» – Даниил Харитонов, Россия, Москва; «Серебряный Щелкунчик» – Никита Коровин, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, Югра, Сургут; «Бронзовый Щелкунчик» – Алина Жилина, Россия, Алтайский край, Барнаул.

Приз зрительских симпатий по результатам sms-голосования получил Никита Коровин.

Главный редактор телеканала Сергей Шумаков вручил специальный приз телеканала «Юный музыкант телеканала «Культура» 2010 года» – экскурсионный тур на двоих «Вена классическая» и два билета в Концертный зал Мюзикферайн Даниилу Харитонову.

Педагоги Золотых Щелкунчиков получили в подарок от нашей редакции подписку на «ЛГ» на 2011 год.

Финальный тур превратился в прекрасный концерт: Щелкунчики блестяще выступили на сцене вместе с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского под руководством знаменитого маэстро Саулюса Сондецкиса.

На вопросы «ЛГ» отвечает член жюри «Щелкунчика», лауреат премии Avery Fisher, профессор Филадельфийской консерватории Игнат СОЛЖЕНИЦЫН.

– Конкурс «Щелкунчик» уже завоевал огромную популярность и высокую репутацию среди детских музыкальных конкурсов. В жюри – известнейшие музыканты. Почему вы при всей своей занятости решили участвовать в жюри и оценивать выступления конкурсантов?

– Именно из-за серьёзной уже репутации этого конкурса (и высокого качества жюри) мне показалось интересным принять это предложение.

– Победители «Щелкунчика» с успехом выступают на самых престижных музыкальных конкурсах. Как участие в таких ответственных мероприятиях влияет на детскую психику? Не слишком ли это большой стресс?

– Да, это вопрос первой важности. Сам юный музыкант, его родители и педагог должны правильно ощутить границы каждого возраста и индивидуума. Неосторожно-стремительное движение вперёд, опережающее эмоциональную и психическую зрелость, почти во всех случаях приводит к печальным результатам.

– В детстве вы участвовали в каких-нибудь конкурсах? И как к ним относитесь?

– Участвовал. Отношусь к конкурсам с большой долей скепсиса: исполнение Бетховена – это не пробег в 100 метров, невозможно зафиксировать, кто выиграл, а кто проиграл, но и понимаю, что иногда другого пути пробиться не видно.

– Как вы пришли к музыке и почему решили стать музыкантом? От кого унаследовали музыкальность?

– Пришёл к музыке через кабинетный рояль, случайно попавший в нашу семью; без него, кто знает?.. Музыкантов в семье не было совсем, но музыка по радио и на пластинках звучала неустанно, родители очень любили слушать.

– Ваш отец по профессии был педагогом. Как это влияло на взаимоотношения в семье, на воспитание детей?

– Не было заметно этого влияния на семейные отношения, однако в нашем воспитании сыграло большую роль, так как папа и мама взяли на себя обучение нас многим предметам в придачу к тем, что нас обучали в сельской школе. Отец был изумительным педагогом, и наши уроки запомнились на всю жизнь.

– У вас трое детей. Среди них есть начинающие музыканты? Как вы относитесь к детям-вундеркиндам?

– Двое старших занимаются скрипкой и роялем. Что касается вундеркиндов, то мне их жалко: жалко потерянного, неосознанного детства, жалко искусственно-раннего столкновения с расчётливым взрослым миром, жалко, что они потом всю жизнь не способны удовлетворить несправедливых, жестоких ожиданий, которые непрошено тяготеют над ними с детства и по гроб. Есть, конечно, счастливые исключения, но как же они редки – ведь тут должны сойтись и стойкий характер, и чуткая защита родителей, и познание самого себя, что, как известно, вообще нелегко даётся роду людскому.

– «Щелкунчик» – это телевизионный конкурс. В этом году впервые церемонии открытия и закрытия транслируются в прямом эфире. На ваш взгляд, телевидение может способствовать развитию музыкального вкуса и привить любовь к музыке?

– И да и нет. Да, потому что телевидение – сильнейший медиум нашего времени. Даже малая «доза» имеет значительные последствия. Нет, потому что телевидение – медиум массовый, почти по определению. А любовь к (серьёзной) музыке, и особенно же развитие вкуса (между прочим, к чему-либо), требует внимания, терпения, проникновения в суть куда большего, чем телевидение способно предоставить

– У кого вы учились? И какая пианистическая школа, на ваш взгляд, сейчас самая сильная в мире?

– У Курчо, ученицы Шнабеля, и у Граффмана, ученика Венгеровой. Так что у меня слились немецкое и русское русла. Самой сильной остаётся пока русская, потому что она успешнее и организованнее других готовит «целого» музыканта.

– Следите ли вы за событиями в нашей стране? Меняется ли жизнь в России, меняются ли люди? Могли бы вы вернуться в Россию?

– Я часто и с радостью гастролирую в России. Слежу пристально как за событиями, так и за изменениями в российской жизни. Смог бы вернуться в Россию, если бы принял здесь дирижёрский пост, требующий многих месяцев ежегодного присутствия и большого психического самовложения.

– Знают ли ваши дети русский язык? Читают русскую литературу?

– Говорят со мной только на русском, пишут свободно, учатся в русской школе по субботам, читают уже что-то из Гоголя, Чехова, Толстого.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS