Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Многоязыкая лира России

«Вы едины, утешьтесь!..»

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Николай Лугинов. Пути небесные, пути земные: Повести, легенды. – Якутск: Бичик, 2007. – 192 с.

Имя народного писателя Якутии Николая Лугинова было широко известно ещё в советское время, как тогда говорили, «всесоюзному читателю». Для Николая Лугинова, думаю, эта известность и успех до сих пор не главное. Иначе он не работал бы так упорно в течение 15 лет над романом «По велению Чингисхана» («ЛГ» публиковала отрывок из него), не подбирал бы переводчиков для своих произведений с такой скрупулёзностью. И переводят на русский язык его произведения люди все известные: Владимир Карпов, Пётр Краснов, Николай Шипилов (к сожалению, недавно умерший) и Анна Дмитриева. 

«Пути небесные, пути земные» – книга составленная из повестей и легенд о полумифических древнетюркских и монгольских вождях, о дне вчерашнем и дне сегодняшнем Крайнего Севера, о природе и обитателях его... В трёх из четырёх повестей – «Кустук», «Баллада о Чёрном Вороне» и «Сэргэ» – герои не люди. Лайка Кустук, долгожитель Чёрный Ворон и столб-коновязь Сэргэ повествуют о жизни людей (так, как представляет писатель их мысли о нас), в том числе и о героях повести «Таас Тумус» – Тойболе и Аксю, Михее и Одоне с дочерью Сардааной… Мир земной и его просторы, мир небесный, необъятный и мир времени – вот что воплотили в себе все эти герои. Судьбы человеческие настолько переплетены автором внутри повестей, что диву даёшься, как Лугинову удалось вместить истории нескольких поколений в небольшую книгу и ни разу не перешагнуть грань жизненного правдоподобия. 

«Таас Тумус» без обрамления из трёх других повестей смотрелась бы иначе. Могли и не понять бы читатели всю необычность миров, в которых происходят события. А миры эти – сложившиеся веками уникальные якутский и эвенкский. Они умирают или вымирают, как и его представители, покидающие свои извечные природные места обитания, одни Сэргэ напоминают и вспоминают о древнем мире. Всё поглощается городским цивилизованным обезличивающим бытом. 

Приходит в голову сравнение мировоззрений Лугинова и Заболоцкого. Заболоцкий столь же настойчиво утверждал, что, живя среди природы, человек воспринимает её духовно-нравственные импульсы, которые питают и воспитывают его душу, и через эту свою душу он ищет связь с бытием и вносит в него свой разум – разум природы. Одухотворяет, одушевляет мир и Лугинов, считая его намного одухотворённее человеческого. Один из героев – Чёрный Ворон, воспринимает людей как «получужие» существа, «разучившиеся слышать и видеть закон». И думается, неслучайно у Лугинова только в одной повести повествование идёт от имени человека. Потому что не всякому из нас может доверить Природа и писатель рассказ о Жизни. А Природа в лице героев не просто чтит человека, а она ждёт «хозяина Иччи», как мы Бога: «…без настоящего Иччи Закон Жизни слабеет, а жизнь вырождается… Без Иччи всё теряет смысл». Но и хозяин Иччи не сможет жить без мира. 

Вот такое «новое язычество» проникновенно изображено Николаем Лугиновым.
Лайка Кустум, как частица любящего Иччи мира, стремится вернуться к своему Иччи, потому что считает, что «Иччи ждёт его, Кустум должен выстоять и победить (а бьётся он в этот момент с волком), если даже это невозможно. Потому что Иччи пропадёт без него». Это ключевая мысль книги. Люди – цивилизованные, образованные, обладающие самыми совершенными машинами и оружием, в сущности своей – эгоистичные животные, забывшие о душе и своём предназначении. От этого они и пропадут, если не одумаются! 

Дряхлеет от старости прежний Иччи. Ждёт мир рождения его внука. Каким он будет? Что принесёт в мир? «Каждый мечтал и обещал дать Новому Иччи все блага свои, и каждый ждал от него что-то и для себя… При настоящем Иччи всё расплодится чуть ли не на глазах. Уже голоса рек стали слышны, обещавшие нагнать рыб в сети, и сам Орулхан через посланца своего орла возвестил о целебных смолах, водах и солях своих, земля – о корнях и родниках, небо – о просторе своём, и лишь один вопрос волновал всех: «Сможет ли он стать новым Иччи?! Сумеет ли?! Хватит ли ему доброты и мудрости жить одною жизнью с ними, не ссориться с Законом, не пренебрегать родным?» 

Но рождаются лишь обычные люди – «жнущие, что не сеяли». Это от них бежит Кучум, это они покидают свои родовые становища, бросая символ вечности и память о предках – Сэргэ.
И поэтому вместо хозяина Иччи приходит по замыслу Лугинова в мир Художник – и рождается этот мальчик у старого Иччи. Художник сможет осмыслить и рассказать про уходящий мир – поведает живущим рядом людям, что они уже потеряли и что ждёт их впереди. 

«По одной из главных статей Закона в этом мире всё должно случиться вовремя. Никак не раньше и не позже. Но как везде, нигде нет знаков начала и конца. Это надо чуять нутром».
Писатель Лугинов чувствует: «Вы едины, утешьтесь!.. Вы дети одной матери. Одного корня великого ростка. Всякому своё, но в едином мире! Мы неразделимы, ибо Иччи – это пыльца, оплодотворяющая прекрасные сады мира… и цветок немыслим без пыльцы… и пыльца немыслима без цветов». 

Если это так, какие же первозданные силы создают и воспитывают душу народа?
Необычно и интересно следить за взаимодействием этих двух сфер – внутреннего душевного мира человека и мира природы. Противопоставление это под пером Лугинова только кажущееся. Потому что сознание человека переполнено историями, сказаниями, сказками и чудесами – тем, что становится основой дальнейшей жизни и работы, если, конечно, разум его в силах выполнить своё высокое предназначение – вести природу к миру гармонии.

Борис ЛУКИН

Обсудить в группе Telegram

Борис Лукин

1964 г.р. Поэт, журналист, член Союза писателей... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Птица

    03.07.2025
  • Свет из ночного омута

    03.07.2025
  • Город у моря

    27.06.2025
  • Ресурс для открытий

    26.06.2025
  • О степи родной пою

    21.06.2025
  • Чарав

    137 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Заблудилась в звёздном поле...

    108 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
  • Проникновенные лучи

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS