Ещё каких-нибудь пятнадцать–двадцать лет назад само это понятие и скрывающийся за ним громадный культурно-исторический пласт казались принадлежащими исключительно прекрасному прошлому. Бал в жизни наших соотечественников был только один, а именно – выпускной. Сегодня это короткое и ёмкое слово снова вошло в нашу жизнь. Может быть, оно пока не столь значимо, как для людей XIX века, но и чем-то сугубо экзотическим и бесконечно далёким уже не является.
Во многих городх мира люди во фраках и кринолинах время от времени съезжаются именно на Русские балы. Третий Русский бал в Вене пройдёт 24 января 2009 года в резиденции австрийских императоров Хофбурге, являющемся гордостью Австрии, где принимают всех официальных гостей Альпийской республики и где когда-то танцевал Венский конгресс, решавший судьбы Европы. И третий раз его организатором, хозяйкой и душой выступает Наталия ХОЛЬЦМЮЛЛЕР.
– Госпожа Хольцмюллер, на первый взгляд культура балов кажется архаичной, бесконечно далёкой нашему сегодня. Чем объяснить тот очевидный всплеск интереса к балам, который случился на рубеже тысячелетий?
– Не берусь судить о ситуации повсеместно, но с полной уверенностью могу сказать, что в Австрии любовь к балам остаётся неизменной на протяжении веков, и связано это не в последнюю очередь с приверженностью традициям.
В России до 1917 года балы также были чрезвычайно популярны, являясь не только развлечением, но образом жизни определённых слоёв общества. Всплеск интереса к ним здесь связан, с моей точки зрения, с общей тенденцией к возрождению уничтоженных и утраченных ценностей, наблюдающейся сегодня в вашей стране. Бал отвечает стремлению русских людей к красоте, к светскому общению, праздничному веселью. Сегодня многие балы проводятся в бывших дворцах, что придаёт им особенный характер. Одним из первых балы в царских интерьерах стал устраивать безвременно ушедший от нас генеральный директор Музея-заповедника «Царское Село» Иван Петрович Саутов, и его балы гремели на весь мир.
А ещё благодаря балам в России снова возник интерес к танцам, и это замечательно, ибо умение элегантно танцевать обогащает любого человека и духовно, и физически.
– Балов, имеющих в своём названии прилагательное «русский», сегодня проводится довольно много – не только во многих странах Европы, но и за её пределами. В чём состоит отличительная особенность Русского бала в Хофбурге, его «изюминка»?
– Прежде всего в том, что он стал первым Русским балом в Вене. 12 января 2007 года – день рождения Русского бала. Он проходил в историческом здании курсалона в Городском парке Вены, где когда-то играл Иоганн Штраус. А уже для второго бала мы выбрали Хофбург – адрес номер один в Европе для проведения праздничных торжеств.
Концепция бала – театральная, в ней сочетаются традиции и современность, фантазия и реальность, и в этом смысле Русский бал в Вене – уникален. Неслучайно, наверное, наш первый бал занял шестое место в рейтинге, включающем в себя все 300 балов венского бального сезона, и оказался в непосредственной близи от знаменитых, имеющих длительную историю Оперного бала и бала Венского филармонического оркестра.
– Наверное, не в последнюю очередь благодаря тому, что ваш – тоже имеет самое непосредственное отношение и к опере, и к оркестровой музыке. Причём высочайшего уровня. Известно, что Русский бал в Вене тесно связан с Мариинским театром и его художественным руководителем…
– С Валерием Гергиевым я знакома более двадцати лет, нас связывают дружеские отношения. Маэстро помогает мне в моих начинаниях. Я рассматриваю балы и как особую форму презентации Мариинского театра. В частности, они дают возможность познакомить Европу с творчеством его талантливой молодёжи. На первом балу блистали солисты Академии молодых певцов, которым аккомпанировала их художественный руководитель, замечательный педагог и музыкант Лариса Гергиева. Выступление Алексея Маркова, Виктории Ястребовой, Ольги Пудовой и Дмитрия Воропаева стало подлинной сенсацией, что отметил и почётный гость бала, знаменитый дирижёр Марис Янсонс. Центром программы второго бала стало выступление прославленного оркестра Мариинского театра под управлением самого Валерия Гергиева.
На предстоящем третьем балу акцент будет сделан на балет. Кроме того, в программе примут участие ансамбль «Большой брасс» и молодые певцы театра. Можно сказать, что Русский бал в Вене носит петербургский характер и представляет его главные культурные ценности, одной из которых является Мариинский театр. Для меня важно, чтобы Русские балы способствовали распространению русской культуры и искусства за рубежом в их лучших образцах (сейчас я мечтаю создать для этого фонд, который позволит осуществлять различные художественные проекты). На балу будут награждаться люди, внёсшие в это благородное дело наибольший вклад. Предполагаются номинации «Лучшему популяризатору», «Лучшему меценату» и «Лучшему зарубежному интерпретатору русской музыки». Третий бал – маленький юбилей, и я надеюсь, что благодаря сотрудничеству с Мариинским театром и с маэстро Гергиевым Русский бал станет в скором времени одним из кульминационных моментов бального сезона.
Беседу вела
Наталия Хольцмюллер – уроженка Петербурга. Окончила Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано. С 1991 года постоянно живёт в Австрии, где, в частности, работала для издательства Who is Who и в галерее Эрнста Фукса. Несколько лет назад основала фирму ART PROJECTS, самым крупным проектом которой в настоящее время является организация Русских балов в Вене.