Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Вы слыхали, как поёт пацан?

01 января 2007

НРАВЫ

Геннадий СТАРОСТЕНКО

Похоже, никого уже давно не удивляет, что не только юноши, но и мужчины среднего возраста в последние лет десять стали стричься предельно коротко, иногда и просто «под нуль». И при этом принимать довольно свирепое выражение лица.

Казалось бы – что же тут плохого? Спортивная мода лучше, чем «хиппомания» прежних лет. Впрочем, этот аргумент не вполне уместен, поскольку противопоставление одной крайности другой – не самый прямой путь к золотой середине. К тому же прекрасно помню, что во времена массового увлечения длинными причёсками было достаточно мужчин и с короткострижеными волосами.

И берусь утверждать, что тогда это была мода в чистом виде, а теперешняя мода на «оболваненных под нуль» – мода принуждения. Это вообще некая мода на криминальный тип поведения, «мода на зэков», если хотите. Характеризуют её две основные манифестации – это именно короткая стрижка, тяжёлый взгляд исподлобья (в идеале – взгляд самца гориллы) и сидение в самых неподходящих местах на корточках (демонстрация независимости – как бы готовность справить нужду у всех на виду).

Элементами этой моды, в частности, можно считать и повсеместное прослушивание «блатняка». Если прежде этот запретный плод вкушался в узком кругу ограниченных лиц – главным образом в мужском составе где-то на вечеринках, пикниках и т.п., то сейчас помои льются в уши обывателю чуть ли не из всех звуковоспроизводящих устройств. А ведь блатной шансон опасен не столько тем, что оскорбляет наш слух рифмованным цинизмом. По ритмике, музыке и по словам он навязывает тому, кто его постоянно слушает, тягостно-тошнотное, подчинённое состояние духа, вселяя в душу тягомотину, от которой непросто избавиться.

Так что пение господ «новых русских шансонье» – это вам не просто «песенки под херес и жаркое». Это культурная деструкция, своего рода моральный терроризм, который бывает опаснее терроризма обыкновенного. Шоу-капитал вываливает на жителей провинций отрыжку за отрыжкой – и готов это делать, пока регионы во всём этом не захлебнутся или не поставят дамбы на пути форсированной декультуризации.

Но противопоставят ли? Всё чаще погружаешься в уныние, размышляя над этим. Несколько лет назад одна из центральных газет адресовала читателю мой гнев по поводу того, что в поездах дальнего следования стало просто невозможно ездить по России – и не столько по причине дороговизны билетов. «Блатняк» крутили с утра и до ночи. Потом это стало явлением повсеместным. Мне как москвичу, искренне любящему Сибирь и сибирские города, порой до смерти обидно, когда водитель рейсового автобуса в каком-нибудь из них вываливает в салон децибел сто «блатняка», а взрослые дяди и тёти прядут, как лошади, ушами и делают вид, что не слышат.

А там, где не слышно рифм «про нары» и т.п., обязательно налетишь барабанными перепонками на трёх-аккордную дебильную попсу. И если в той базарной песенке, которая пришла когда-то на смену «я те дам, я те дам, чё ты хошь» (а именно «…какая же ты страшная – и ненакрашенная страшная, и накрашенная»), есть хотя бы интересная с лингвистической точки зрения аллитерация, то в остальных просто пустота – как то же отсутствие волос на бритой голове…

Ещё лет, скажем, пятнадцать назад было рискованно предполагать, что такое массовое явление послереволюционных лет минувшего века, как «урки», вернётся к жизни спустя почти столетие. Однако тогда это было стихийное явление – бездомность, сиротство и одичание, – и стригли-то от тифозной вши. У теперешнего социального явления иные корни. На мой взгляд, оно далеко не спонтанно, это продукт злого умысла, сознательного «оквазикультуривания». И теперь, когда подросток стрижётся «под нуль», он это делает чаще всего потому, что боится выглядеть иначе, чем все, боится казаться «белой вороной». Срабатывает инстинкт стадности.

В свою очередь, и это имеет двоякую природу. Часть провинциальной молодёжи (как правило, из низовых социальных групп) ориентируется на то, что можно в упрощённом виде назвать «моделью зэка». Другая её часть – на «модель спортсмена». Эта другая идёт внахлёст с первой, поскольку прежде всего из представителей спорта куют свои кадры криминальные и околокриминальные структуры.

Заключённая в американских боевиках и русском блатном шансоне идеология формирует в молодом человеке неспособность к анализу социальных событий, конфликтность и культ силы (подчеркнём – тупой силы, без участия интеллекта, а следовательно – легкоуправляемой). Ещё недавно это воспроизводилось во всё более возрастающих объёмах для глубинных территорий России, где у молодёжи просто ничтожные возможности проявить себя в творческих или высокотехнологических профессиях – да хотя бы и в той же коммерции.

В Москве же ситуация в значительной степени иная. Для многих молодых москвичей – это город тысячи возможностей и лёгких денег. Даже в условиях кризиса. Москва давно превращена в плацдарм для транснациональных корпораций. Жизнь суетна, комфортна и полна соблазнов, а молодёжная субкультура устроена главным образом на постмодернистских ценностях и сомнительных достижениях социодизайнеров. Сообразно этому и московская молодёжь – лёгкая, многословная, беспечная и ненавязчиво-циничная. И вместе с тем полна конформизма, – словом, податливый материал для того мирового ваятеля, который пытается лепить очередного «человека нового типа», «носителя новых ценностей».

Вот и получается, что современную молодёжную культуру в России в значительной мере формируют два типа: один – столичный конформистский и второй – провинциальный, тип покорного воина, а то и просто манкурта, скованного и в мыслях, и в манерах. Провозгласившая свободы демократическая эпоха вовсе не сделала молодого человечка свободным, совсем напротив – закрепостила его. Москвича – фривольной суетой, жителя глубинки – нуждой и безнадёгой. И того, и другого – верой в мамону…

И тем, кто увлечён мнимой героикой второго типа, атрибутикой тупого мужланства, постоянной готовности настучать ближнему по физиономии или же получить по своей, героикой ложно понятого или ложно ориентированного патриотизма, важно понять одно: сторожевой пёс – грозен, но всего лишь пёс. По команде «фас» он может кинуться и на младенца, поскольку «извилина добра и зла» у него неразвита.

И тем из молодых, кто берёт на себя лидерство в молодёжных организациях, давно уже пора поразмыслить, что надо делать, чтобы этот тип перестал быть доминирующим. Что надо делать, чтобы поставить заслоны на пути «манкуртизации» молодёжной субкультуры в глубинке. Надо делать что-то, чтобы молодёжь перестала смотреть на мир исподлобья – этакими стрижеными волчатами с оскалом вместо счастливой юношеской улыбки.

И если правящие элиты дальше носителей простенького буржуинского знамени («идущих вместе» и т.п.) ничего придумать не способны, то надо пытаться что-то делать самим. Возможно, и на региональном уровне – смотря по обстоятельствам и местным условиям. Просветления умов и смягчения нравов не случится, если к этому не прилагать усилий, особенно с учётом того, что всегда найдутся «доброхоты», готовые поиграть на декультуризации населения.

Обсудить в группе Telegram

Геннадий Старостенко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS