«Галантный детектив», новая серия романов издательства «Вече», – захватывающая головоломка с продолжением, погружённая в атмосферу XIX столетия. Марта Таро свои многоходовые интриги плетёт искусно и неторопливо: политика, деньги и страсти, преступление и наказание – всему находится место на страницах её книг.
Как же привольно жилось литераторам прошлого! Определился с жанром – и пиши то, чего душа просит: романтические новеллы, приключенческие романы или детективные рассказы. «Чистота жанра» была тогда читателю по сердцу. Нынче не то! Публике хочется всего и сразу: чтобы под одной обложкой и любовь со страстями погорячее, но не без блеска куртуазности, и приключения, чтобы дух захватывало, и интрига под стать детективной, да хорошо бы с лёгким налётом мистики. И всё это в темпе саспенса, да ещё и желательно с продолжением!
Однако новому автору издательства «Вече», скрывающемуся под многозначным псевдонимом Марта Таро, этого показалось мало: она существенно усложнила себе задачу, поместив действие в первое тридцатилетие XIX столетия. Так что читателя «Галантного детектива» ждёт увлекательное путешествие во времени продолжительностью в девять томов.
«Со времён Гомера ничего не изменилось!» – восклицает генерал Бенкендорф, которого автор сделал одним из сквозных персонажей своего масштабного повествования. Как тут не согласиться с одним из прозорливейших людей своей эпохи: люди мстят и любят, страдают и ненавидят, устраняют соперников и спасают друзей, ищут карьеры и богатства, добиваются чинов, титулов и званий, совершают незаметные подвиги и немыслимо вероломные предательства. Из этого кипения страстей Марта Таро и кристаллизует свои сюжеты, вплетая вымышленных персонажей в судьбы реальных исторических лиц так, чтобы фабула романа не противоречила действительному ходу событий в бурном и ярком русском XIX веке.
Так уж сложилось, что мы воспринимаем российскую историю, как правило, сквозь призму политической борьбы – будь то школьный учебник или телевизионное ток-шоу. В отечественной литературе «параисторический» роман долгое время был персоной нон грата – прорваться за официальный «шлагбаум» к читателю удавалось немногим. Образовавшийся за десятилетия вакуум и привёл к тому буму популярности этого благодатного жанра, который мы наблюдаем последние лет двадцать. Но для Марты Таро выбор его в качестве фундамента для целой серии романов – много больше, чем дань модному тренду. Это проявление неподдельного интереса автора к тем, кто своими жизнями писал такую непростую и неоднозначную историю нашего Отечества: Загряжские, Чернышёвы и Шереметьевы, Горчаковы и Кочубеи, Потоцкие и Румянцевы…
Этим интересом писательница стремится заразить своего читателя. И ему наверняка не устоять! Ведь это двойное удовольствие – следить за запутанной интригой и параллельно проводить своё собственное «расследование», выясняя, кто из героев шагнул в роман из реальности (знакомство г-жи Таро с историческим контекстом обнаруживается с первых же страниц), а кто вызван к жизни воображением автора.
В хитросплетениях сюжетов тоже просматривается «двойной шов»: по канве семейной саги или авантюрного романа каждый раз вышивается замысловатый узор детективной (а порой и шпионской!) истории. Марта Таро и её герой-сыщик – молодцеватый и хваткий капитан-исправник Щеглов – ни на минуту не дают забыть читателю, что в былые времена расследование преступления и поиск злоумышленника подчинялись иным канонам. И эта патина времени на детективных интригах придаёт им упоительный шарм нездешности. Ведь перед нами как-никак не просто детектив, а детектив галантный, в котором отыскание улик, наказание виновных и восстановление справедливости (три кита, на которых стоит классика жанра) только добавляют накала человеческим страстям.
На их – страстей – недостаток не смогут посетовать и самые заядлые поклонницы любовных историй. Особо же внимательные читательницы обнаружат на страницах романов Марты Таро немало изящных и весьма действенных уловок, позволяющих привязать к себе суженого на всю оставшуюся жизнь так, чтобы все остальные женщины во вселенной перестали для него существовать.
Действие «Бомбы для графини» – первого романа серии – отнесено к январю 1826 года. Русское общество потрясено восстанием на Сенатской площади: поколеблены устои государства, разрушены судьбы сотен и сотен людей. Автор, приоткрыв завесу, скрывающую подлинную политику от глаз непосвящённых, покружив читателя по петербургским дворцам и московским гостиным, приведёт его в романтическую полесскую усадьбу, молодой хозяйке которой не откажешь ни в уме, ни в красоте, ни в деловой смекалке. Графиня Вера – старшая из трёх сестёр Чернышёвых – возьмёт на себя заботы и о несчастной матери, убивающейся по осуждённому на каторгу сыну-декабристу, и о благополучии младших сестёр-бесприданниц, обездоленных волею сильных мира сего.
Вторая книга – «Охота на Менелая» – посвятит читателя в механику запутанных отношений Российской империи с её черноморской визави – Турцией, причём эпицентр дипломатических бурь обнаружится отнюдь не в блистательных столицах, а в идиллически прекрасной Одессе. Средняя сестра, гордая и темпераментная Надежда, вступит в схватку с обольстительной и могущественной соперницей за сердце обожаемого мужа, которому придётся заниматься решением проблем государственной важности с риском для собственного счастья.
В «Кинжале с мальтийским крестом» водоворот жаркой интриги – замысловатой вариации на одно из самых драматичных пушкинских творений – закружит третью сестру, самую младшую, – Любовь. И снова нарочито медленно расплетающиеся цепи нескольких тщательно продуманных жестоких убийств будут держать внимание читателя столь же прочно, как и путы всепоглощающего чувства, соединившего героиню со своим избранником.
Приближаясь к финалу своих головокружительных приключений, обретшая мудрость Любочка Чернышёва произнесёт фразу, которую можно считать своего рода ключом ко всему циклу «Галантного детектива»: «Жизнь, где есть созидание, самая что ни на есть настоящая». Натуры, одухотворённые созиданием, – таковы любимые герои и героини Марты Таро. Тем, кому не захочется расставаться с ними, предстоит пережить немало интересного. Автору есть что им поведать: роман окончен – да здравствует роман!