Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 августа 2024 г.
  4. № 33 (6947) (21.08.2024)
Телеведение

Выборгская арифметика

Завершился 32-й фестиваль российского кино «Окно в Европу»

21 августа 2024

Основные конкурсные программы смотра включали 10 игровых, 12 документальных и 30 анимационных картин, а в дополнительной под названием «Выборгский счёт» состязались 4 призёра других отечественных кинофорумов. Добавим к этому 35 внеконкурсных фильмов, поделим на 7 дней и получим представление о насыщенности Выборгского фестиваля – в среднем 13 ежедневных показов, от пятиминутных до двухчасовых. Плюс 5 киноведческих лекций о ленинградском кино, 8 творческих встреч с известными кинематографистами и 22 обсуждения конкурсантов с участием зрителей, подчас более интересные, чем фильмы, о которых шла речь.

«Ленинградское кино» – первое в советском кинематографе направление, названное не по национальности (как например, «грузинское кино»), а по городу, в котором оно производилось. Термин был выдвинут в первой половине 80-х ленинградскими критиками, которые отнесли его к фильмам, снятым на «Ленфильме» режиссёрами-шестидесятниками – Ильёй Авербахом, Семёном Арановичем, Динарой Асановой, Виктором Аристовым, Алексеем Германом-отцом, – и быстро приобрёл популярность, хотя киноведческий анализ течения был дан Сергеем Добротворским лишь в начале 90-х, когда в кино уже утвердились люди другого поколения – Александр Сокуров, Константин Лопушанский, Олег Ковалов, Сергей Снежкин, Валерий Огородников, Александр Рогожкин, Сергей Овчаров, Евгений Юфит, Юрий Мамин, Алексей Балабанов – и стало возможным выявить не только отличие одной школы от другой, но и различия внутри одной. Бытовой драматизм, моральное беспокойство и советский коллективизм «ленинградских» картин перешли в констатацию безысходности общей жизни и постсоветский индивидуализм «неопетербургских» с вглядыванием в разные формы упадка, разложения и смерти. Некрореализм Юфита, «Чекист» Рогожкина, «Круг второй» Сокурова, «Груз 200» Балабанова – словом, если в первом приближении разделить наше кино на «мортидоносное» и либидоносное», то рассматриваемое явление следует отнести к первому (во всех смыслах) классу. Отвечала этому делению и лекция главного редактора питерского журнала «Сеанс» Василия Степанова, местами напоминавшая речь на панихиде. Да и в самом деле, Огородников, Балабанов и Юфит умерли, не дожив до 60, Рогожкин и старший Герман – до 75, Мамин эмигрировал, Ковалов не снимает с 2007 года, Овчаров – с 2008-го, Снежкин – с 2017-го, Лопушанский в вынужденном простое с 2019-го, а новой волны не видно и не слышно…

Кадр из фильма «Особенности национальной больницы»

Глядя конкурсные программы, первым делом замечаешь обилие картин, особенно анимационных, в которых правое полушарие создателя явно доминирует над левым – то есть, проще говоря, чувства господствуют над разумом, причём настолько, что умом некоторые ленты не понять, как Россию по знаменитому выражению Тютчева. Вроде «Кроткой» Анны Смирновой, упаковавшей одноимённую повесть Достоевского в пятиминутный этюд. Разгадка дисбаланса проста: среди авторов соревнующихся работ в три с половиной раза меньше режиссёров, нежели режиссёрок. Почему меньше – в силу существующего распределения или по воле отборщика (в данном случае – отборщицы), сказать трудно. Интересно, что жюри данного конкурса, состоящее из трёх женщин, присудило все награды «мужским» лентам: главный приз – «Ручей, бегущий в горы» Александра Храмцова; спецприз «за убедительный образ всеобщего оцепенения» – «Спать хочется» Игоря Волошина, спецприз «за безошибочное понимание синоптического языка детства» – «Не включайте свет» Алексея Игнатова.

В неигровом конкурсе гендерный расклад оказался иным: семь мужских фильмов, четыре женских и один смешанный, и рационального в них побольше – тем более что документалистика вообще разумнее анимации с её полётами воображения при минимуме слов. Хуже обстоит дело со злободневностью: пространство авторской свободы в кино сильно сжалось сравнительно с девяностыми и даже с нулевыми. Большинство картин – просто наблюдения за жизнедеятельностью избранных объектов и субъектов, будь то один человек («Народный герой» Владимира Головнёва), семья («Скворечник» Екатерины Зиновьевой) или архитектурная фирма («Бюро» Пабло Рохаса). Некоторые близки к монтажной исторической хронике («Маленький факт» Полины Прибытковой и Максима Печерского), некоторые – к «научпопу» («Сталкер любимого города» Виктора Тихомирова и «Крест» Сергея Дебижева). Наиболее актуальным представляется кинорассказ Елизаветы Берновой о работниках военно-исторического памятника «форт Красная Горка» в Ленинградской области, которым приходится почти буквально воевать с московскими захватчиками, жаждущими построить на месте уникального сооружения элитный коттеджный посёлок. Жюри конкурса во главе с Алексеем Федорченко решило не присуждать главный приз, а выдать три поощрительных с учётом неизменного фестивального девиза «Прогноз на завтра»: спецприз за лучший дебют – «Скворечнику», особое упоминание «за проектирование нашего завтра» – героям «Бюро», а упоминание «за веру в себя, которая определяет наше общее завтра» – хранителям форта. Что именно проектируется и каким предполагается это сакраментальное «завтра», осталось столь же неведомым, как после краха коммунистической утопии.

Максим Стоянов в фильме «Филателия»

Игровой конкурс, если классифицировать фильмы по ментальности или этнической принадлежности постановщиков, включал одну казахскую картину – «Ласточку» Малики Мухамеджан (спецприз жюри «За уникальный киноязык и поэтическую визуализацию»), две якутские, «Легенды вечных снегов» Алексея Романова и «Моя девочка» Сергея Потапова, и девять российских картин. Если делить по жанрам, в соревновании участвовала одна лента, стилизованная под документальную («Ровесник» Фёдора Кудрявцева, получивший приз за лучший дебют), одна комедия – «Особенности национальной больницы» Станислава Светлова по сценарию Александра Рогожкина, победившие в общем зрительском голосовании, один фильм с воображаемым действием – «Затерянные» Романа Каримова (ему вручён приз президента фестиваля Сергея Урсуляка) и девять бытовых драм, иногда с налётом мистики и элементами триллера. В двух работах, «Правилах Филиппа» Романа Косова и «Филателии» Натальи Назаровой, главные герои – люди с ограниченными возможностями – юноша с синдромом Дауна и девушка с ДЦП, замечательно сыгранные Григорием Данишевским и Алиной Ходжевановой. Она и Максим Стоянов удостоились особого упоминания жюри «за пронзительный актёрский дуэт», а «Филателия», вызвавшая самые продолжительные аплодисменты публики, была признана лучшим фильмом игрового конкурса. 

Тэги: Кинофестиваль
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небанальность зла

    07.02.2025
  • Снова вместе и снова в Ялте

    17.06.2024
  • «Волоколамский рубеж» – «Донбасскому рубежу»

    27.12.2023
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • За Кавказ

    12.10.2023
  • На крыльях золотого дракона

    1192 голосов
  • Кино с победитовым наконечником

    33 голосов
  • Здравствуйте, мальчики!

    27 голосов
  • Движение в народ?

    20 голосов
  • Политическая сообразность

    19 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS