Один не поддаётся счёту. Искушение беседами. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. – 584 с. – 3000 экз.
Нехитрое вроде бы дело – собрать книгу из интервью с известными людьми, с которыми когда-то журналистам пришлось побеседовать. Ведь иногда по редакционным делам и с приличными собеседниками приходится встречаться – не только со знаменитыми. Но здесь случай особый. Счастливая супружеская пара Марина Завада и Юрий Куликов (кстати, бывший литгазетовец) заражали, как изящно отмечено в издательской аннотации, интригой своих выверенных вопросов собеседников – по своему выбору. То есть никто им не поручал часами беседовать с людьми, по их признанию, по-своему помеченными знаком избранничества, так или иначе выделенными из толпы – судьбой ли, талантом, витальностью. Они сами выбирали и собеседников (от политиков и олигархов до соседки по дачам в Переделкине), и газеты, в которых интервью публиковали. А теперь вот и объёмную книгу выпустили.
Прав автор предисловия Юрий Рост – вышла уникальная коллекция разговоров: Белла Ахмадулина, Наталья Солженицына, Михаил Горбачёв, Евгений Примаков, Патриарх Алексий II, Генри Резник, Григорий Явлинский, Аркадий Вольский, Рафик Нишанов, Александр Шохин, Эдуард Сагалаев… Многоточие поставил на чёрного цвета обложке Аркадий Троянкер (дизайн, оформление). Зря, по-моему, он выбрал такой скупой стиль: белым по чёрному. И фотографии все в книге как на подбор двухцветные. А разговоры-то Завады с Куликовым всегда объёмные, многоцветные. Как в модном нынче формате 3D.
Причём самые любопытные как раз с теми, чьих фамилий нет на обложке. К примеру, с Людмилой Нарусовой, признающей, что её дочь Ксения Собчак «достаточно целеустремлённа. В прессе, правда, больше проходит в качестве героини стильных тусовок. Она бывает намеренно эпатажна». Так считала сенатор восемь лет назад. Жизнь, как известно, подтвердила эту точку зрения. Или с Иваном Панфиловым (кто не знает – сыном народных артистов Чуриковой и Панфилова), выпускником МГИМО, открывшим в бывшем писательском посёлке ресторан «Дети солнца»: «Я тут Владимиру Николаевичу Войновичу пересказывал некоторые сюжеты (в том числе о Переделкине). Он сильно смеялся. Продать ему, что ли, идею для книжки? По американским законам идея является объектом авторского права. Ею можно торговать. А по российским законам нельзя». Да, Иван Глебович, не в Америке живём…
Есть ещё откровения Петра Судоплатова «Мой дед был диверсантом, а не палачом», интересные подробности и в разговоре с внучкой Чуковского Еленой Цезаревной, по-домашнему Люшей: «Корнею Ивановичу, очевидно, не отделаться от «Крокодила».
Авторы действительно профессионально умеют разговорить собеседника, не теряя ни нити долгих бесед, ни собственного интереса. И показывают высокий класс журналистики: и через годы их интервью можно читать, тем более что в них не изменено ни слова. До этого только один известный писатель решился выпустить книгу своих разговоров с журналистами в том виде, в котором они были некогда напечатаны. Так что хвалебные слова знаменитых интервьюируемых о журналистах, да ещё вынесенные на обложку, мне показались лишними. Хотя, видимо, тешат честолюбие авторов.
На стр. 33 нашёл неожиданное признание адвоката Резника из января 2002 года: «Нет ничего грустнее старческого задора. Закончилась «Литгазета», угас БДТ…» Неправда ваша, Генри Маркович. И прославленный театр существует. И «ЛГ» вот уже третий век с читателями. А «Газеты», которая ваше интервью напечатала, нет. Поэтому нам искушения беседами и прислали…