Ольга Шевчук. Огненный обруч. – М.: «У Никитских ворот», 2020. – 260 с. – (101 прозаик XXI века).
Писатель Ольга Шевчук работает в, казалось бы, противоположных жанрах: поэзии и прозе. Возможно, именно поэтому в её произведениях гармонично сочетаются лаконичность изложения и запоминающийся образный язык. В книгу «Огненный обруч» вошли рассказы и повесть «Большие звёзды». Но, несмотря на то что мы имеем дело с прозой, она, словно песок ракушками, усыпана изобразительно-выразительными средствами, характерными для поэтической речи, в первую очередь сравнениями. Вот несколько примеров. «И перед её мысленным взором всплыла картина десятилетней давности, долгие годы не дававшая ей покоя, потому что запомнилась, вошла в сердце, как входит в мышцу во время инъекции острая игла шприца». «Человек в пустыне – как рыба, выброшенная на берег: плесни немного воды на неё – и оживёт, задёргается, спасая жизнь». «Два разъярённых, как злые пантеры, чеченца бродили по кругу». «А Михаил привёл к отцу с матерью Матрёну носастую, с лицом пупырчатым, как огурец, зато с приданым кое-каким».
Созданные автором образы столь точны, что без труда представляешь человека, причём не только его внешние черты, но и внутренние качества. Ольга Шевчук мастерски изображает персонажей: иногда детально прорисовывая их, иногда – создавая что-то вроде наброска. Порой достаточно пары штрихов – и перед нами чёткий, реалистичный портрет: «Никто не шумел на уроках русского языка, которые преподавала рассеянная старушка, то и дело поправляя указательным пальцем толстенные очки, сползающие с её носа».
Несмотря на то что в своих произведениях Ольга Шевчук использует целый арсенал образных выражений, её прозу вряд ли можно назвать лирической, романтической. Это самая настоящая проза – реалистичная, написанная густым, плотным языком, местами жёсткая, резкая, но неизменно правдивая. Да и вопросы автор поднимает непростые. В её рассказах, как в зеркалах, отражается тема Великой Отечественной войны, даже если действие происходит в современной реальности. Так, в «Школьном учителе» описан вроде бы рядовой случай. Кто-то из учеников бросает в спину учителю биологии бумажный самолётик. Однако, как выясняется в дальнейшем, Степан Иннокентьевич – инвалид войны и ходит на протезах. Об этом дети узнают от директора школы. Потрясённые такой новостью, ученики потупились, но «ни один из насмешников не отважился произнести покаянных слов»: «Пауза начинала тяготить всех. Будто они стояли перед вырытой ямой, куда следовало опустить гроб. И каждый понимал, что нужно сказать что-то важное, прежде чем опустить в яму покойного и засыпать его землёй, но слова почему-то застревали в горле».
Умение создать в своих текстах атмосферу – то напряжённости, то расслабленности – ещё одно преимущество писателя Ольги Шевчук.
Судьба человека, выброшенного в жизнь, подобно выловленной в реке рыбе, его стойкость и способность сопротивляться трагедиям и катастрофам, неизбывное жизнелюбие и великая сила прощения – вот, пожалуй, то главное, на чём сделан акцент в книге, и именно этим она, на мой взгляд, особенно ценна.
Юлия Скрылёва