ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ
В предыдущем выпуске рубрики «Генеральная линия» («ЛГ», № 15, 2007) в статье «Конституция и третий срок» доктор юридических наук, профессор Людвиг Карапетян попытался обосновать юридическо-правовую возможность третьего срока для президента Российской Федерации без правки Основного закона. Сегодня разговор на эту актуальную политологическую тему продолжает один из материалов, присланных в редакцию, автор которого предлагает вариант возможного третьего срока, прямо вытекающий из нынешних конституционных норм.
Спешка, с которой в 1993 году создавался Основной закон, экстренный набор «своих» людей, которым президент доверил эту работу, – всё это не могло не сказаться на качестве «продукта». Потому действительно Конституция получилась с огрехами. Если сфокусировать внимание на отдельных её положениях, то можно обнаружить фундаментальные недочёты.
Так, утвердилось безапелляционное мнение, что Конституция не допускает возможности избрания президента России в третий раз подряд. Но так ли это?
Посмотрим на те положения, которые оперируют смысловым значением понятия президентский срок: п. 3 ст. 81: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд»; п. 1 ст. 92: «Президент РФ… прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ»; п. 2
ст. 92: «Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий»; п. 3 ст. 92: «Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ».
Ключом для опровержения упомянутого мнения является точная трактовка слова «срок», которая даётся в п. 1 ст. 92, – это период от одной присяги президента до следующей. В течение этого времени президент может проработать номинальный 4-летний срок от его начала и до его конца, но может (по причине отставки, болезни или импичмента) проработать лишь часть этого периода. В последнем случае остаток «срока» – до момента принятия присяги очередным президентом, но не более трёхмесячного периода – полномочия президента исполняет премьер.
Таким образом, «срок» может заполняться двояко: либо только президентом, либо президентом плюс премьером. Можно ли во втором случае сказать, что президент проработал «срок»? Очевидно, нет, ибо он разделил его с премьером. Итак, если повторно избранный глава государства уходит досрочно, то этот период уже не является его вторым сроком. По заполнению и исполнению это нечто иное, более сложное, чем его первый номинальный 4-летний срок. Названные сложности полностью устранились бы, если бы п. 3 ст. 81 был сформулирован так: «одно и то же лицо не может избираться на должность Президента РФ более двух сроков подряд».
Но сегодня трактовка двух «сроков» президента (в случае, когда первый полный, а второй частичный) такова, что их сложение не есть «два срока подряд». И, следовательно, Конституция РФ в этой части оказывается неспособной однозначно регулировать процесс переизбрания президента. А раз нет чёткого регулирования, то подобная смысловая размытость может трансформироваться в политику.
Допустим, что глава государства в некий момент во втором своём сроке подаёт политически мотивированное заявление об отставке. Политический смысл может исходить либо из подавляющего умонастроения общества в пользу очередного переизбрания президента, либо из подобного же рода тактических замыслов политической партии, поддерживающей президента, либо из обоих одновременно (как в нашем нынешнем случае, когда президента В. Путина электорально поддерживает большинство населения, а политически – господствующая партия «Единая Россия»). Остаток срока дорабатывает глава правительства (в нынешнем случае – М. Фрадков), а отставной президент, опираясь на политическую поддержку, включается в очередную президентскую избирательную кампанию.
То есть В. Путин (в случае его отставки), не нарушая Конституции РФ, может быть избран президентом в третий раз подряд и даже более, если повторять процедуру досрочного ухода в отставку.
При этом нет оснований и для возможных претензий к В. Путину по поводу нарушения им своего постоянно подтверждаемого слова о безукоризненном соблюдении Конституции. Обновлённое видение её принципов, касающихся переизбрания, объективно снимает табу на обновление и тактики политического поведения. И если запросы общества на продолжение его президентства окажутся убедительными, то
В. Путин вправе будет перевести их в категорию гражданского долга, который для него не менее свят, чем слово чести.
Не всем, конечно, предлагаемый конституционно-политический «кульбит» придётся по душе, но общество вправе его хотя бы осмыслить. И не исключено, что оно ещё поблагодарит создателей Основного закона, ставшего тем запутанным конституционно-правовым лабиринтом, загадочность которого раскрывается как раз накануне судьбоносного для страны момента выбора президента. Ведь существующей логической неточностью в Конституции в будущем мог воспользоваться и деятель авторитарного склада (досрочно уходя в отставку и вновь избираясь), способный надолго оковать народ несвободой. За примерами, как известно, далеко ходить не надо.