Сергей Филатов,
писатель, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, с января 1993 по январь 1996 года – руководитель администрации Президента РФ
В начале 90-х годов мы обеспокоились тем, что упали тиражи литературных журналов и книг, в начале 2000-х годов – тем, что не стало видно нового поколения молодых писателей, а немного позднее – тем, что страна перестала читать.
И это при том, что не стало идеологической цензуры, что росло количество наименований выпускаемых книг, появилось много литературных премий – ориентиров для читателей. Надо было понять причины происходящего. Вот некоторые из них: отсутствие разветвлённого рынка продажи книг; дороговизна книг, высокие налоги, слабая пропаганда книг на ТВ и в прессе, мало хороших произведений современных писателей, появление интернета, привлёкшего к себе миллионы людей. К тому же исчезли из киосков «толстые» журналы.
Дорогу молодым
В 2001 году по инициативе Министерства культуры (Швыдкой М.Е.) и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Григорьев В.В.) была создана программа «Молодые писатели России», которая развивалась, пополнялась все эти годы и ставила перед собой четыре основные задачи: во-первых, поиск молодых талантов; во-вторых, обучение их писательскому мастерству; в-третьих, сближение с литературными журналами и в-четвёртых, что не менее важно, – создание условий для общения молодых писателей. Эти задачи выполняются. Программа объединяет восемь проектов:
1) ежегодный Форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья с участием на конкурсной основе до 160 человек (с 2001 года);
2) ежегодный Семинар молодых писателей, пишущих для детей, в музеях-заповедниках великих русских писателей с участием на конкурсной основе до 25 человек (с 2004 года);
3) ежегодное Совещание молодых писателей республик Северного Кавказа с участием на конкурсной основе до 25 человек (с 2008 года);
4) ежегодный Фестиваль молодых писателей в одной из стран СНГ с участием до 25 человек (это Армения с участием грузинских писателей, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Украина (с 2009 года);
5) ежегодный Семинар молодых писателей, пишущих сценарии для анимационных фильмов, проходящий в Суздале (с 2011 года);
6) ежегодные мастер-классы для переводчиков художественной литературы с тюркских, финно-угорских и северокавказских языков на русский язык с участием до 30 человек и с переводами произведений с 30 национальных языков (с 2013 года);
7) проведение школ мастерства молодых писателей в восьми Федеральных округах России с участием до 30 человек в каждой школе. Эта задумка должна, с одной стороны, увеличить общее количество молодых писателей, охваченных программой, с другой – подготовить к участию в форуме более ярких и проявивших себя литераторов (с 2018 года);
8) издание сборников и авторских книг с лучшими произведениями молодых писателей года (с 2001 года).
Форум молодых писателей является завершающим аккордом годовых проектов, и мы хотим сделать его программу насыщенной и более содержательной.
Дверь в большую литературу
Большую роль в работе с молодыми писателями играют литературные журналы. Они рецензируют произведения начинающих авторов (а их бывает 700–800 и более в год), проводят мастер-классы, где обсуждают творения молодых, производят отбор наиболее талантливых произведений, которые печатают в своих журналах, и предлагают определённый уровень поощрений. Публикация в журнале – это самый короткий путь к читателям. От них книгоиздатели получают сигналы о лучших произведениях. Нужно подчеркнуть, что в работе с молодыми писателями участвуют журналы с разными политическими, литературными, идеологическими взглядами, но в каких мастер-классах заниматься – выбирают сами авторы.
Перечислю эти литературные журналы Москвы и Санкт-Петербурга: «Арион», «Вопросы литературы», «Дружба народов», «Звезда», «Знамя», «Костёр», «Москва», «Наш современник», «Нева», «Новый мир», «Октябрь», «Современная драматургия». Благодаря их работе в большую литературу вошло уже много молодых прозаиков, поэтов, детских писателей, критиков, драматургов. Многие из них стали лауреатами престижных литературных премий. Это прозаики Алексей Иванов, Захар Прилепин, Роман Сенчин, Сергей Шаргунов, Илья Кочергин, Дмитрий Новиков; поэты Елена Лапшина, Константин Комаров, Мария Маркова (лауреат премии Президента РФ), Елена Жамбалова, Наталья Полякова; детские писатели Станислав Востоков, Анна Игнатова, Елена Усачёва, Анастасия Орлова (лауреат премии Президента РФ), Наталья Волкова, Наталья Дубина, Елена Фельдман; критики Сергей Беляков, Алиса Ганиева, Валерия Пустовая, Андрей Рудалёв, Екатерина Иванова, Елена Луценко; драматурги Василий Сигарев, Ксения Степанычева, Виктор Тетерин, Владимир Зуев. Нет смысла перечислять все имена – их много, они известны. Но истинно талантливых произведений из 3000 молодых авторов из 85 регионов России, побывавших на форумах, семинарах, фестивалях, совещаниях, пока не так много. Ожидания читателей – больше.
Хочу обратить внимание на то, что с каждым годом положение журналов, прежде всего финансовое, ухудшается, и сегодня они на грани исчезновения. Мы обращались в Совет Федерации о законодательном решении вопроса финансовой поддержки в виде субсидий журналам. Были обещания, были соответствующие резолюции, но никакой поддержки они так и не получили, осталась поддержка Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, но её недостаточно. Я хочу подчеркнуть, что работу с молодыми писателями журналы ведут бесплатно.
Нас беспокоит и финансирование нашей программы, находящейся в стадии развития. Нам представляется, что для такой программы, имеющей много связанных проектов на общую сумму более 20 млн. рублей, необходимо долгосрочное финансирование без аукционов, в которых теряется до 30–40% средств, а объёмы остаются на уровне начальных смет.
Новые поиски нового поколения
Размышляя о судьбе литературы, мы, наверно, вновь должны начать с того, что значит литература для общества, какое место она занимает в сознании современных людей. Нужно признать, что атмосфера вокруг литературы на постсоветском пространстве принципиально изменилась. В конце 80-х и в начале 90-х мы все были в эйфории от той свободы, которую получила литература. И вполне резонными выглядели надежды на её расцвет, ибо думалось, что для нормального функционирования литературы нужна прежде всего свобода, а таланты всегда найдутся. Свобода сегодня есть, а талантливых произведений мало. То, что с помощью школ мы усиливаем состав форума, что теперь с согласия А.Н. Варламова мы будем давать рекомендации для поступления в Литературный институт, очень хорошо. Но не хватает чего-то ещё – может быть, связи поколений и связи с издательствами.
Нас беспокоит, что литература сегодня не смогла быть учителем жизни, не смогла давать активный и заинтересованный отклик на проблемы в обществе. А читатели привыкли к этому. Мы хорошо помним слова Евгения Евтушенко о том, что поэт в России больше, чем поэт, и хотели бы видеть это в своих поэтах и прозаиках. Люди привыкли прислушиваться к слову писателя. Иной раз, показывая нашу реальность, современный молодой автор отказывается от того, что мы раньше называли эстетическим идеалом, потому что реальная жизнь разрушила многие идеалы. Может быть, поэтому новое поколение писателей находится в затруднительном поиске нового литературного героя. Но этот поиск будет трудным, мучительным, пока сам писатель не разберётся в сложных процессах жизни в переходный период, в котором находится страна и мир. И надо подумать, как можно ему в этом помочь в том шквале пропаганды, которую повседневно ведут пресса и ТВ. Одним из предложений может быть расширение программы встреч с читателями. Организованные нами творческие встречи в городах ЗАТО Росатома – хороший тому пример.
Недавно мы отметили юбилей оттепели в хрущёвские времена. Можно ли говорить о поколении 90-х в том смысле, в котором мы говорили о поколении 60-х? Вряд ли. Произведения людей, пришедших в литературу в 90-е годы, очень разнообразны. Главное – здесь нет тех общих мотиваций и ценностей, которые связывали очень разных писателей 60-х. Тогда молодых литераторов сплачивало нечто глубинное, несмотря на все подчас очень острые, принципиальные разногласия, бесконечные дискуссии деревенщиков и урбанистов и так далее. Определяющими были борьба против окаменевших литературных канонов и поиски новых путей развития литературы. В этом и деревенщики, и урбанисты, и все прочие были едины и сознавали общественную значимость своих поисков и своих нравственных позиций. И потому – что очень важно – имели заинтересованных читателей, следивших за их творчеством, то есть наблюдался общественный интерес к литературе.
О поколении 90-х пока сказать подобное нельзя. Уже одно отсутствие внимания со стороны общества само по себе создаёт совершенно иные условия для работы писателей. Говорить о неких объединяющих целях или едином поиске здесь не приходится. А надо бы об этом подумать. Одним из предложений могло бы стать создание Ассоциации писателей, книгоиздателей и распространителей книг. Всех их объединяет единая задача – дать читателю хорошую книгу.
И всё-таки было бы не точно говорить о полном отсутствии общих черт двух поколений. Поколение 90-х объединял и объединяет кардинально изменившийся взгляд на жизнь, на роль человека в ней. Это свидетельствует о том, что литература не умерла, как казалось в первые годы перестройки. В литературе сейчас царит атмосфера оживления и поисков – пишутся весьма интересные и разнообразные книги и поэзии, и прозы, и драматургии. Показателен пример детских писателей, которые активно устремились помогать мультипликаторам, создавая сценарии для анимационных фильмов. По их сценариям вышло 10 мультфильмов. Писательский мир выходит из спячки, делает очень многое для оживления литературной жизни и поддержания в обществе интереса к литературе.
И это укрепляет надежду на дальнейшее появление достойных произведений, отвечающих запросам времени и читателей. ′