Хотя издательства «Малыш» давно уже не существует, замечательные его традиции продолжают жить
Книжная иллюстрация, как ни странно, не выделяется в самостоятельный вид художественного творчества – хотя есть и объединение художников книги в секции графики, и такое же отделение в Университете печати. Странным это представляется потому, что именно художник-иллюстратор создаёт, а во многом, особенно если речь идёт о детской литературе, определяет художественный образ книги, её персонажей, отображая события и героев литературного произведения.
Иными словами, «картинка» формирует определённую модель действительности, представления о мире, вкусы, ценностные ориентиры и в конечном итоге – уровень культуры. Именно поэтому книжная иллюстрация, главным образом детская, определяет на начальных стадиях формирования личности ребёнка его взгляды, вкусы, отношение к жизни. И это имеет первостепенное значение именно сегодня, когда подлинная национальная культура размывается некими универсальными, имеющими мало общего с реальными человеческими образами, в лучшем случае – шаржированными персонажами, приходящими из западных мультфильмов, компьютерных игр, комиксов и захватывающими сознание ребёнка, формируя некую шизофреническую личность, неспособную отличить реальность от надуманной мультимедийной виртуальной жизни.
Всевозможные покемоны, смешарики, черепашки ниндзя и телепузики (список занятных инфернальных уродцев можно продолжить) надламывают сознание ребёнка, и стресс увеличивается, когда дети сталкиваются на экскурсии в художественном музее или на прогулке в лесу с классическими образцами художественного творчества или с живыми зверушками.
А учёные и медики тем временем бьют тревогу, удивляясь, что рост психических отклонений уже в подростковом возрасте носит характер эпидемии. На самом деле психовирус, как и всё в нашем восприятии мира, родом из детства. С тех самых первых впечатлений, которые ребёнок получает на подсознательном уровне при первом соприкосновении с миром – через первые игрушки и книжки. Поэтому так важно сегодня поддерживать тех художников, которые упорно отказываются создавать детские иллюстрации на компьютере, а продолжают традицию, десятилетиями складывавшуюся в нашей стране: рисуют кистями и красками на бумаге и создают реалистичные и добрые образы героев народных сказок. Таких художников, к сожалению, единицы (наше лихое прагматическое время диктата рынка вытесняет подлинное творчество, перерождая его), но они есть. И очевидно, именно на них сегодня, в Год семьи, непременно стоит обратить внимание особое.
Когда-то, в стародавние времена, а впрочем, всего-то лет пятнадцать–двадцать назад, существовало ещё издательство «Малыш», выпускавшее книги для самых маленьких – детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особое внимание уделялось серии «Мои первые книжки». И работала там плеяда замечательных художников, чьи книги, неизменно побеждающие на международных книжных ярмарках, издавались и на иностранных языках, принося неплохой экспортный доход, а сегодня считаются раритетами. Но главное, на этих книгах выросло не одно поколение детей, которые, повзрослев, растили на таких же книгах и своих детей. Имён художников, как правило, никто, кроме узкого круга коллег и специалистов, не знает или не помнит. Большинство из них сейчас уже не работают в детской иллюстрации. Но некоторые, как, к примеру, Светлана Пынина, один из ведущих художников «Малыша», сегодня продолжает создавать новые иллюстрации для детских книг, её труд востребован и успешен. И поэтому разговор о её творчестве – не столько ностальгия по утраченной культуре оформления книги, но в первую очередь тема не прерывающейся – несмотря ни на что – традиции.
За сорок с небольшим лет работы в детской иллюстрации Светлана Пынина создала около ста различных книг для детей, объединённых общей темой русских народных сказок. Именно создала, поскольку одной из принципиальных особенностей книг для самых маленьких является то, что художник выступает не только иллюстратором, но и фактическим автором книги, создавая её основу, разрабатывая оформительское и дизайнерское решения. Ведь малышам не столько важен текст, который им читают родители, сколько картинки и конструкции, которые они рассматривают и которые-то и становятся основным фактором формирования представлений об окружающем мире. Поэтому роль художника в детской иллюстрации оказывается стратегической.
Понимая это, прекрасно зная свою читательскую, вернее рассматривающую, аудиторию, Светлана Пынина уже в 70-х годах начала заниматься принципиально иным дизайном книги. Вначале это были книги с вырубкой по контуру: то есть книга принимала форму лисички или медвежонка, теремка или ёлочки – в зависимости от содержания сказки. Такая книга создавала образ и сразу привлекала внимание ребёнка. Естественно, что для иллюстрации народных сказок художник изучала национальный костюм, орнаментику, интерьер, всё, что связано с фольклором, бережно относилась к их изображению, избегая стиля а-ля рюсс. Животные – персонажи сказок, не теряя своей похожести на реальных зверей, имели каждый свой характер. При этом даже злые персонажи (Баба-яга, Змей Горыныч или Серый Волк), не теряющие своего образа, не были пугающими или отталкивающими для детей.
Ещё более интересным вариантом книги в творчестве Светланы Пыниной стала книга со сложной конструкцией каждого разворота: книга-панорама, книга-театр. Она вышла за рамки двухмерного пространства, в ней появились объём, различные планы, движущиеся персонажи и даже звук. Одной из первых удач в этой области стала книга «На старт!», выпущенная к Московской Олимпиаде как социальный заказ и в невероятно короткий срок. У этой книги было рекордное количество переизданий, она была издана на более чем двадцати языках мира.
Новое время, освоение детской аудиторией компьютерного пространства, информационные, в первую очередь зрительные потоки, «ненавязчиво» навязывающие клиповость и фрагментарность восприятия, обрушиваются и на ребёнка, формируют оторванное от каких бы то ни было корней, от какой бы то ни было традиции сознание – всё это требует от художника, работающего в детской книге, не только вернуть ребёнка в детство, в мир добрых и волшебных сказок, но и сделать этот мир привлекательным для современного малыша через изображение, образ и конструкцию книги. И без того взыскательная, не терпящая фальши детская аудитория сегодня ещё более требовательна. Потому именно книга-театр – такая книга, которая трансформируется в объёмную, многоплановую «игрушку», занимает детей; её можно читать, рассматривать, поворачивать и заглядывать «за кулисы» – а что там, дальше, на втором, третьем планах, – как в настоящем театре. Именно такие книги и их конструкции придумала и разработала художник Светлана Пынина ещё лет пятнадцать назад.
Сегодня они оказались востребованы – не только на книжных выставках-ярмарках, но и у большой аудитории детей и родителей. Книги-театр Светланы Пыниной, такие как «Теремок», «Колобок», «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Котофей Иванович», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», – это хиты продаж: они расхватываются как в реальных, так и в виртуальных интернет-магазинах, а на форумах в Сети нынешние родители их обсуждают и рекомендуют друг другу – так сегодня оценивается целесообразность и актуальность чего бы то ни было.
Наверное, есть всё же альтернатива сущностям из западных мультиков. Пока есть – пока есть ещё художники, умеющие рисовать. И, как нередко говорили мне иллюстраторы, «чтобы создавать книги для детей, надо иметь особое видение, по-доброму смотреть на мир, может, глазами ребёнка, уметь чувствовать так, как дети».