Михаил Булгаков: загадки творчества. – М.: Вагриус, 2008. – 688 с.
О произведениях Булгакова написано уже много, но тайн в них хватит ещё надолго. Возможно – навсегда. Новая книга повествует о том, как рождались прославленные сочинения, от первых набросков до тех вариантов, которые стали окончательными по воле писателя или по воле судьбы и теперь известны всем. Читатель узнаёт немало нового о реальных прототипах героев Булгакова, о литературных реминисценциях в его произведениях, а также о мировоззрении писателя, отразившемся в книгах. Поклонникам «Мастера и Маргариты» будет интересно прочесть подробный хронологический анализ: в какие дни какого года только и могло происходить действие знаменитого романа – и почему так.
Один из самых впечатляющих моментов относится к пьесе «Дни Турбиных». В конце апреля 1945 года, когда немецкие войска в Италии капитулировали, а Муссолини уже нашёл свой бесславный конец, князь Боргезе, командир дивизии морской пехоты «Сан-Марко», не последовавший за дуче к швейцарской границе, приказал своим солдатам переодеться в гражданское, раздал им собственные деньги и велел разойтись по домам. «Я мог бы призвать на помощь смерть, – вспоминал он потом. – Я мог бы относительно легко перебраться за границу. Но я отказался покинуть родину, семью и товарищей... Я решил отправить мою жену и четверых детей в надёжное убежище, а затем ждать, когда климат смягчится, а потом сдаться властям». Так он и поступил – в итоге остался жив и спас своих людей. Но сам-то эпизод напоминает сцену, когда Алексей Турбин распускает свой дивизион? Напоминает, и, судя по всему, неслучайно. Боргезе был женат на русской эмигрантке, которая «Дни Турбиных» видела на сцене и читала. Примеров подобного влияния Булгакова на судьбы человеческие и на знаменитые произведения последующего времени, вплоть до рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», в книге немало.