Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Выпивая с «Галиной»

01 января 2007

ТЕЛЕИСТОРИЯ

Николай РОМАНОВ

Да простят меня создатели сериала «Галина», но моё впечатление от увиденного именно такое: не просмотр, а совместная пьянка. Ощущение, прямо скажу, гнусное. Такое бывает после употребления суррогатного спиртного напитка, выгнанного домашним способом из подручных ингредиентов. Так, наверное, и был сотворён этот сериал. 

Нет, я не собираюсь отрицать очевидный факт алкоголизма дочери покойного генсека. Нетрезвые её похождения были темой пересудов если не всей страны, то уж московской публики точно. Да и интерьеры воссозданы неплохо: я сразу признал помещения АПН в старом доме на Пушкинской, где некогда вроде как работала Г.Л. Брежнева. 

Расстраивает другое: отчаянные попытки телевидения создать «образ» там, где его нет. Оттого-то сюжет расплылся, как медуза на песке, что сценаристы и режиссёры так и не сумели договориться: чего же мы хотим? Очень хотелось снять нечто глубоко-драматическое и даже политическое, а получились плохонькие зарисовки в стиле стенгазетной рубрики «Они позорят наш коллектив». Хорошо хоть, что обошлось в сериале без коечной похабени. 

Сериал развалился на глазах потому, что авторов нисколько не растрогала судьба этой простой женщины, волею судьбы оказавшейся привязанной к вершине власти родственными узами, как канатами. Ей бы жить-поживать в провинциальном городе, работать «на текстильном», растить детей, изредка попивать с подружками по «красным» дням календаря... Именно такой образ главной героини складывается перед глазами зрителя уже с первой серии. Едва ли что-то ещё можно добавить. Но продюсерам этого мало: их обуяла почти мазохистская страсть к расчёсыванию старых болячек, о которых все прочие люди уже забыли.
Бедная, бедная Галина… 

Так уж получилось, что мне довелось несколько раз лично общаться с этой женщиной. И могу заявить со всей ответственностью: сгубили её не советская власть, и не косность семьи, и не «органы», что следили и выслеживали. Сгубил её слабый характер и неуёмное желание хоть кем-нибудь «быть». А поскольку Галина Леонидовна сама по себе никем в сущности не была (родственные узы и высшее образование не в счёт), то пришлось ей удовольствоваться компанией людей, которые ей казались интересными. И которые отличались от папиного партийного окружения: Лиепа, Высоцкий… 

Они здесь тоже – «жертвы системы»: выпрашивают фотоаппараты получше, лебезят, угодничают, ублажают слух песнями, а зрение – танцами… Но и здесь – всё очень личное, и не стоило унижать память тех, чей талант смотрится как глыба рядом с песчинкой ремесленных навыков тех, кто о них «снимает кино». 

Г.Л. Брежнева в жизни и на экранеНе разгадав этот простейший ребус, создатели фильма угодили в ловушку, расставленную для зрителей: авторы сериала сами стали жертвами стереотипов, которые старательно навязывают нам. Нет, не советская власть убила Галину Леонидовну. Сама Галина, её характер (точнее, его отсутствие) виновны в её моральном падении. И потому смешно смотрятся попытки демонизировать советскую власть, используя для этого глубоко личную трагедию отдельного человека. 

Авторы сериала настаивают на «правдивости материала». Согласен, правды здесь хоть отбавляй: так и льётся через край стакана. Сериал смотреть тяжело, как тошно трезвому человеку наблюдать чужую пьянку, слушать пьяный бред, пьяные песни, пьяные анекдоты. Поэтому-то и превращается просмотр в подобие пассивного распития, на манер пассивного курения. 

Ситуация становится тем более несправедливой, когда критика «новой волны» – анонимно-интернетной и невежественной – пытается представить спивающуюся женщину с распадающейся личностью, сломавшую собственную судьбу своими же руками, едва ли не как аллегорический образ Советской страны, погружающейся в маразм застоя. 

Кто всегда олицетворял лицо страны? Ясен день, руководство! И вот уже диктор Первого канала радостно предлагает смотреть новые серии фильма о «жизни кремлёвской принцессы». Как-то незаметно потерялось юмористическое значение этого слова, которым называли Галину в СССР. Да и генсека огромной страны показали нам как мелкого хуторянина, для которого страна сузилась до размеров стола, за которым он режется с супругой в домино. 

Г.Л. Брежнева в жизни и на экранеКакую серию ни возьми – сразу же возникает вопрос: а была ли вообще такая страна – СССР? Судя по сюжету, советский период продержался ровно столько лет, сколько Галя могла удерживать стакан в трясущейся руке. 

Создатели фильма будут как угодно отнекиваться, утверждая, что имели в виду нечто другое. Что сделано – то сделано, и даже больше: образ «пьяной Гали» какие-то ловкие ребята уже начали ассоциировать с образом России вообще. И вот уже пресса соседних стран, где этот сериал также показывают, смеётся над нами: как ловко сами себя – снова – высекли эти русские! 

Никак не пройдут попытки объявить сериал «простой мелодрамой». «Простая мелодрама» – это о «просто Марии». «Просто Галина» не получилась. Сопоставления и обобщения неизбежны. Хотя, как сказать… 

Если просмотреть обсуждения сериала на многочисленных интернет-форумах, то там-то как раз все поняли «просто» и обсуждают сериал не как историю страны, а как личную жизнь несчастной женщины. У нового поколения телезрителей – нервы из канатов. Одна серия личных мучений героини им нипочём: надо много мучений. Вот вам и разгадка секрета, почему был снят не фильм, а сериал. Мучения реальных личностей на экране воспринимаются с любопытством, граничащим с садизмом. Это трудно отрицать, как доказанный медицинский факт. Мы присутствуем при рождении нового жанра: задуманная как мелодраматическая биография, «Галина» превратилась в реалити-шоу во времени. 

Остаётся главный вопрос: ЗАЧЕМ? Неужели потому, что под удалую тему «Галя, водка, цыган и брильянты» можно получить богатую рекламу? 

Но, может быть, продюсеры прониклись заботой о высоком? Исполненные жажды борьбы за общественную мораль, они вдруг захотели пристыдить современных «принцесс», напомнить им о том, как надо вести себя достойно? Так ведь, насколько мне известно, наши нынешние «принцессы власти» ведут себя тихо, и о них нам ничего неизвестно. Вы меня понимаете… 

Чего не скажешь про известных «принцесс денег» и «принцесс телевидения», своим распутством превзошедших древнеримскую Мессалину, а расчётливостью в связях – содержанок из романов Мопассана. О них сериалы не снимают: они и так каждый день на экране.
Бедная, бедная Галина…

Обсудить в группе Telegram

Николай Романов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS