Литература нон-фикшн / Nonfiction /: Экспериментальная энциклопедия. – М.: Совпадение, 2007. – 327 с.
Не стану утверждать, что именно Елене Местергази принадлежит открытие кардинального изменения эстетической оптики человеческого зрения. Но предложенный автором подход к трактовке документального начала в литературе позволяет совершенно по-новому взглянуть на многие крайне запутанные проблемы современного литературоведения. Прежде всего на проблему реализма как творческого метода; на проблему поэтической речи как свёрнутой и развёрнутой образности; на проблему диалога автора и читателя; на проблему эстетического идеала и др.
Новаторские идеи подаются исследователем документального начала в литературе ХХ века в не менее новаторской форме: энциклопедия «Литература нон-фикшн / Nonfiction» представляет собой первый отечественный опыт обобщения и систематизации соответствующей проблематики – прежде всего теоретической, связанной с феноменом «невымышленной» прозы. Именно потому она не претендует на полноту исторического освещения темы. Экспериментальный характер издания обусловлен и тем, что оно «авторское» – все статьи и разделы написаны одним автором, и тем, что структура его в значительной степени отличается от традиционной.
Характерен подзаголовок энциклопедии: русская версия. Автор предлагает читателю именно «русскую версию понимания того явления, которое, конечно же, носит всемирный характер и которое на нашей родной почве получило великое множество именований, из коих трудно остановиться на одном наиболее верном и удачном. По времени «литература нон-фикшн/non-fiction» замыкает длинный ряд схожих понятий – «человеческий документ», «литература факта», «документальная литература», «эго-документ» и др.».
Разрабатывая важную теоретическую проблематику и выявляя общие законы становления и развития «невымышленной» прозы, Местергази опирается как на материал отечественной литературы, так и в первую очередь на работы крупнейших русских учёных-теоретиков – П.В. Палиевского, В.Е. Хализева, А.В. Михайлова. Отсюда – её установка на способность факта (документа), преодолевая существующие штампы, «дать выход таланту самой жизни» (П.В. Палиевский). В числе обретений ХХ века автор усматривает прорыв в неизведанное, связанный прежде всего с тем, что впервые факт обрёл самостоятельное эстетическое значение. Так проявилась способность факта реализовать задачу, которую ещё в 1915 году сформулировал Пришвин: «Дело человека высказать то, что молчаливо переживается миром. От этого высказывания, впрочем, изменяется и сам мир».
В целом вышедшую энциклопедию, как и другую недавнюю книгу Е. Местергази «Документальное начало в литературе ХХ века», можно без каких-либо оговорок назвать новаторскими: и в отношении заявленной темы, всестороннего охвата поставленных проблем, и в отношении перспектив теории литературы в целом. На мой взгляд, несомненное достоинство работ Е. Местергази заключается в том, что её теоретические выводы естественно вытекают из привлечённых эмпирических фактов. Иными словами, в том, что заявленная проблематика исследуется автором в её естественных границах – и хронологических, и эмпирических, и теоретических. Автор не растекается мыслию по древу, а, опираясь на конкретные данные, шаг за шагом подводит нас к своему главному выводу: документальная литература есть вид литературы художественной.