Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Выскажись, и мир изменится

01 января 2007

Е.Г. Местергази. Литература нон-фикшн / Nonfiction /: Экспериментальная энциклопедия. – М.: Совпадение, 2007. – 327 с.

Не стану утверждать, что именно Елене Местергази принадлежит открытие кардинального изменения эстетической оптики человеческого зрения. Но предложенный автором подход к трактовке документального начала в литературе позволяет совершенно по-новому взглянуть на многие крайне запутанные проблемы современного литературоведения. Прежде всего на проблему реализма как творческого метода; на проблему поэтической речи как свёрнутой и развёрнутой образности; на проблему диалога автора и читателя; на проблему эстетического идеала и др.
Новаторские идеи подаются исследователем документального начала в литературе ХХ века в не менее новаторской форме: энциклопедия «Литература нон-фикшн / Nonfiction» представляет собой первый отечественный опыт обобщения и систематизации соответствующей проблематики – прежде всего теоретической, связанной с феноменом «невымышленной» прозы. Именно потому она не претендует на полноту исторического освещения темы. Экспериментальный характер издания обусловлен и тем, что оно «авторское» – все статьи и разделы написаны одним автором, и тем, что структура его в значительной степени отличается от традиционной.
Характерен подзаголовок энциклопедии: русская версия. Автор предлагает читателю именно «русскую версию понимания того явления, которое, конечно же, носит всемирный характер и которое на нашей родной почве получило великое множество именований, из коих трудно остановиться на одном наиболее верном и удачном. По времени «литература нон-фикшн/non-fiction» замыкает длинный ряд схожих понятий – «человеческий документ», «литература факта», «документальная литература», «эго-документ» и др.».
Разрабатывая важную теоретическую проблематику и выявляя общие законы становления и развития «невымышленной» прозы, Местергази опирается как на материал отечественной литературы, так и в первую очередь на работы крупнейших русских учёных-теоретиков – П.В. Палиевского, В.Е. Хализева, А.В. Михайлова. Отсюда – её установка на способность факта (документа), преодолевая существующие штампы, «дать выход таланту самой жизни» (П.В. Палиевский). В числе обретений ХХ века автор усматривает прорыв в неизведанное, связанный прежде всего с тем, что впервые факт обрёл самостоятельное эстетическое значение. Так проявилась способность факта реализовать задачу, которую ещё в 1915 году сформулировал Пришвин: «Дело человека высказать то, что молчаливо переживается миром. От этого высказывания, впрочем, изменяется и сам мир».
В целом вышедшую энциклопедию, как и другую недавнюю книгу Е. Местергази «Документальное начало в литературе ХХ века», можно без каких-либо оговорок назвать новаторскими: и в отношении заявленной темы, всестороннего охвата поставленных проблем, и в отношении перспектив теории литературы в целом. На мой взгляд, несомненное достоинство работ Е. Местергази заключается в том, что её теоретические выводы естественно вытекают из привлечённых эмпирических фактов. Иными словами, в том, что заявленная проблематика исследуется автором в её естественных границах – и хронологических, и эмпирических, и теоретических. Автор не растекается мыслию по древу, а, опираясь на конкретные данные, шаг за шагом подводит нас к своему главному выводу: документальная литература есть вид литературы художественной. 

Алла БОЛЬШАКОВА

Обсудить в группе Telegram

Алла Большакова

Большакова, Алла Юрьевна (р. 3. 09. 1956) Ро... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS