Ниспровергатели всего советского, называемого ими совком, не обходят, конечно, стороной главную молодёжную организацию СССР – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ). Как его только не именуют! И передаточным звеном партийной политики в отношении молодёжи, и заидеологизированной организацией, которая воспитывала будущие винтики партийной машины, и прибежищем карьеристов, которые на закате страны и комсомола разворовали что могли и превратились в олигархов.
И ещё много чего ставят в упрёк комсомолу, который за десятилетия существования пропустил через свои ряды десятки миллионов подростков и молодых людей.
Сказать, что всё беспочвенно, будет неправдой. Среди первых олигархов числится, например, Михаил Ходорковский, который в начале пути к большим деньгам использовал именно комсомольские связи для создания в 1987 году на основе Фонда молодёжной инициативы Межотраслевого центра НТТМ.
Но в этих заметках хочется остановиться на упрёке в том, что комсомол-де был бездушным катком, главной целью которого было внедрение коммунистической идеологии в молодые, неокрепшие души. И именно ради этого использовались ленинские уроки, зачёты, политинформации, изучение работ классиков марксизма-ленинизма и партийных вождей, а в первую очередь – возможности литературы, всех видов искусства, журналистики. Смешно отрицать, что это не так. Но подобное использовалось и используется везде и всюду, особенно в крупных странах, на что-то претендующих в этом мире. Надо, однако, говорить по существу. Что же «использовалось» и что особо поощрялось?
Высокой оценкой вклада в «оболванивание» (если использовать либеральную терминологию) молодёжи была премия Ленинского комсомола. Её присуждали за достижения в разных сферах – в том числе в области науки, техники, производства. Особо почётными считались премии в области литературы, искусства, журналистики и архитектуры. Вручать их стали в 1966 году. Перечислю полностью первых лауреатов.
Это были писатель Николай Островский, посмертно удостоенный награды за книги «Как закалялась сталь» и «Рождённые бурей», грузинский писатель Нодар Думбадзе за повести «Я вижу солнце», «Я, бабушка, Илико и Илларион», литовский режиссёр Витаутас Жалакявичус за кинокартину «Никто не хотел умирать», русские композитор и писатель Александра Пахмутова (за цикл песен о молодёжи и комсомоле) и Владимир Чивилихин (за повести «Серебряные рельсы», «Про Клаву Иванову» и «Ёлки-моталки»), а также Киевский ТЮЗ за спектакль «Молодая гвардия» по книге Александра Фадеева.
Думаю, только тот, кто видит в советском прошлом лишь репрессии и пустые прилавки, и радуется, подобно Вахтангу Кикабидзе, развалу СССР, может сказать, что перечисленные творения – это некая идеологическая отрава, лишённая художественности, гуманистического заряда, высокой нравственной наполненности и подлинного мастерства. Стоит перечитать, пересмотреть, переслушать произведения – и можно легко убедиться, что это не так. И сегодня поются песни Пахмутовой, давно стал классикой фильм «Никто не хотел умирать» с блистательными актёрами и трагедийным содержанием, читаются, пусть и вычеркнутые из школьной программы, книги Николая Островского, как и книги Думбадзе и Чивилихина.
Высокая планка, заданная первым присуждением, потом сохранялась. Да, были симпатии при выборе произведений, да, учитывались многие моменты (например, чтобы отмечались представители разных республик СССР), да, были согласования с «партийными товарищами». Но в число лауреатов практически невозможно было попасть «по знакомству» или с учётом «коррупционной составляющей», или по каким-то иным подобным мотивам. В этом смысле голливудский «Оскар», например, куда менее чист.
Нобелевский лауреат по литературе писательница Светлана Алексиевич могла, видимо, предчувствовать, что завоюет всё-таки награду Шведской академии, а вот получение премии Ленинского комсомола за книги «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» (десятилетиями раньше) было для неё настоящим сюрпризом. Она сама мне рассказывала об этом, когда мы отмечали в московской гостинице «Юность» комсомольскую награду после её вручения. В тот же день в 1986 году премию получил будущий главный редактор «ЛГ» писатель Юрий Поляков за повесть «ЧП районного масштаба», содержавшую явно критический настрой в отношении комсомольских порядков той поры.
Отмечалось самое яркое, самое востребованное, самое высокохудожественное и смелое. Годы идут, а за награждения никому не надо краснеть.
Вот ещё несколько имён и названий.
В 1967 году премии наряду с другими мастерами получили русский актёр Алексей Баталов и казахский поэт Олжас Сулейменов, год спустя награды посмертно удостоен поэт Владимир Маяковский, а также создатель «Неуловимых мстителей» режиссёр Эдмонд Кеосаян и азербайджанский поэт Наби Хазри, в 1970 году ряд лауреатов пополнили музыканты Олег Крыса и Юрий Силантьев, кинорежиссёр Сергей Герасимов, журналист Валентин Чикин, через два года отметили поэта Роберта Рождественского, белорусского композитора Игоря Лученка, кинорежиссёра Александра Митту (Рабиновича).
Журналистов, кстати, отмечали не единожды, и почти все из лауреатов сегодня уж точно не могли бы ни на что претендовать. Вот, скажем, в 1974 году премии вручили Ярославу Голованову и Владимиру Губареву «за создание, – как лаконично сказано в тексте, – цикла очерков и репортажей о советской программе освоения космоса и активную пропаганду достижений науки и техники». Вы можете себе представить что-либо подобное сегодня? Разве можно помышлять о высокой (не ведомственной) награде не за зубодробительное телешоу, не за «Давай поженимся!» или нечто другое, не дающее рейтинга и нового потока рекламы? Между прочим, вместе с Головановым и Губаревым премии получили артисты эстонского музыкального коллектива «Эллерхейн» из Таллина (за высокое исполнительское мастерство, пропаганду советской и народной песни), а также создатели фильма «А зори здесь тихие» во главе с писателем Борисом Васильевым.
А вот просто имена лауреатов разных лет: артисты балета Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова, композитор Дмитрий Кабалевский, художница Даце Лиела, артисты Инна Чурикова, Марина Неёлова, Сергей Никоненко, Николай Бурляев, Наталья Гундарева, Борис Токарев, Борис Ципурия, певцы Дмитрий Гнатюк, Иосиф Кобзон, Дин Рид, Эдуард Хиль, Александр Малинин, певица Валентина Толкунова, пианист Владимир Крайнев, белорусский ансамбль «Песняры», архитектор Чесловас Мазурас из Вильнюса (за архитектуру общеобразовательной школы), писатели Владимир Амлинский, Олег Попцов, поэты Владимир Фирсов, Андрей Дементьев…
Список всех лауреатов совсем не короткий. За каждым именем и названием коллектива или творческой мастерской – художественные достижения очень высокой пробы. Произведения, которые «строить и жить помогают». Создававшиеся от сердца и согревавшие сердца. А совсем не идеологическая заказуха. И не денег ради. Всё это творчество содействовало становлению Матросовых и укротителей огня, а не «керченских стрелков».
Чем больше времени проходит, тем это всё ясней.
Владимир Сухомлинов