Этот жанр объединяет многие направления русской песенной культуры. Словам романса обычно присущ высокий слог, его отличают благородные устремления, и сегодня это особенно заметно в сравнении с эстрадной, а тем более с так называемой попсовой песней, обычно неуклюжей да и пошлой самоделкой исполнителей. В то время как пошлость и романс – понятия несовместимые.
Романс в русской культуре сравнительно молодой жанр. Ему пошёл третий век. Долгое время даже не было точного определения: а что это такое, русский романс? Например, несомненный романс «Разуверение», музыку которого Михаил Глинка положил на слова Баратынского, сам поэт считал «элегией». До сих пор особенности романсового жанра не имеют чётко очерченных границ. Конечно, он включает в себя и элегическое начало, и драматическое, и просветлённую оптимистичную ноту.
Слова «романс» и «романтика» – слова однокоренные, и корни эти уходят в далёкие века первоначальной европейской культуры, откуда они пришли в Россию и стали своими навсегда. Вместе с тем даже в современных литературных энциклопедиях и словарях нет точного определения, что такое романс. Например, знаменитый литературовед Борис Эйхенбаум ещё в 1922 году в одной из своих работ говорил об «особой «романсной» форме напевной интонации в стихе», и на это определение в своё время ссылался крупный исследователь русского стиха Михаил Гаспаров. Но, наверное, такого определения и быть не может: как точно определить словами тончайшие переживания, объединённые музыкой и словом?
В.Г. Белинский, в частности, дал такую характеристику романтизму: «…романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. В груди и сердце человека заключается таинственный источник романтизма; чувство, любовь есть проявление и действие романтизма, и потому почти всякий человек – романтик». Эти слова, может быть, точнее всего подходят и для определения того, что такое русский романс.
Высоким слогом русского романса можно рассказать о многом. Может быть, о самом главном – о любви, радости, печали, встречах, прощании, верности и надежде. В течение двух столетий композиторы, среди которых было немало гениев, создавали романсы на стихи великих поэтов. Многие произведения этого жанра стали высшим выражением человеческих чувств и волнуют в наши дни не только своих поклонников, но всех, к кому обращена его трепетная стихия.
Весной этого года «ЛГ» объявила конкурс поэтических текстов для создания современного русского романса. Для «ЛГ» это тем более значимо, что барон Антон Дельвиг, который вместе с Пушкиным в 1830 году стал основателем «Литературной газеты», был и одним из основоположников романсовой поэзии.
Конкурс этот затеян совместно с Центром народной культуры «Дом Романса», который возглавляет заслуженная артистка России Галина Преображенская.
Продолжение темы