Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Высоким слогом русского романса

01 января 2007

«Русский романс». Олег Маслов Этот жанр объединяет многие направления русской песенной культуры. Словам романса обычно присущ высокий слог, его отличают благородные устремления, и сегодня это особенно заметно в сравнении с эстрадной, а тем более с так называемой попсовой песней, обычно неуклюжей да и пошлой самоделкой исполнителей. В то время как пошлость и романс – понятия несовместимые.

Романс в русской культуре сравнительно молодой жанр. Ему пошёл третий век. Долгое время даже не было точного определения: а что это такое, русский романс? Например, несомненный романс «Разуверение», музыку которого Михаил Глинка положил на слова Баратынского, сам поэт считал «элегией». До сих пор особенности романсового жанра не имеют чётко очерченных границ. Конечно, он включает в себя и элегическое начало, и драматическое, и просветлённую оптимистичную ноту.

Слова «романс» и «романтика» – слова однокоренные, и корни эти уходят в далёкие века первоначальной европейской культуры, откуда они пришли в Россию и стали своими навсегда. Вместе с тем даже в современных литературных энциклопедиях и словарях нет точного определения, что такое романс. Например, знаменитый литературовед Борис Эйхенбаум ещё в 1922 году в одной из своих работ говорил об «особой «романсной» форме напевной интонации в стихе», и на это определение в своё время ссылался крупный исследователь русского стиха Михаил Гаспаров. Но, наверное, такого определения и быть не может: как точно определить словами тончайшие переживания, объединённые музыкой и словом?

В.Г. Белинский, в частности, дал такую характеристику романтизму: «…романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. В груди и сердце человека заключается таинственный источник романтизма; чувство, любовь есть проявление и действие романтизма, и потому почти всякий человек – романтик». Эти слова, может быть, точнее всего подходят и для определения того, что такое русский романс.

Высоким слогом русского романса можно рассказать о многом. Может быть, о самом главном – о любви, радости, печали, встречах, прощании, верности и надежде. В течение двух столетий композиторы, среди которых было немало гениев, создавали романсы на стихи великих поэтов. Многие произведения этого жанра стали высшим выражением человеческих чувств и волнуют в наши дни не только своих поклонников, но всех, к кому обращена его трепетная стихия.

Весной этого года «ЛГ» объявила конкурс поэтических текстов для создания современного русского романса. Для «ЛГ» это тем более значимо, что барон Антон Дельвиг, который вместе с Пушкиным в 1830 году стал основателем «Литературной газеты», был и одним из основоположников романсовой поэзии.

Конкурс этот затеян совместно с Центром народной культуры «Дом Романса», который возглавляет заслуженная артистка России Галина Преображенская.

Продолжение темы

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS