Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 февраля 2018 г.
  4. № 8 (6632) (21.02.2018)
Искусство

Высокое собрание

21 февраля 2018

Четвёртый, заключительный, номер минувшего года журнал «Русское искусство» посвятил художественным коллекциям, представив их через судьбы людей, вкладывавших в них не только средства, но талант и жар души.

Коллекции – как люди, у каждой своя участь – счастливая или не очень. Проследить её можно с помощью обстоятельного искусствоведческого анализа, однако редакция журнала «Русское искусство» пошла другим, более сложным путём, стремясь увлечь этой темой как профессионалов, так и читателей, неравнодушных к прекрасному, но не располагающих багажом академических знаний. Поставьте на первое место в известной фразе Бюффона «стиль – это человек» слово «коллекция» – что не будет насилием над сутью сказанного – и перед вами девиз номера, завершившего 2017 год. Собрания, о которых идёт речь на его страницах, представлены сквозь призму личности, посвятившей себя коллекционированию.

Одной из ключевых фигур номера стал П.М. Третьяков: 185-летие со дня рождения выдающегося мецената отмечалось в декабре. К формированию своего собрания Павел Михайлович подходил так же обстоятельно, как и к деловым начинаниям, что дало ему возможность опередить венценосного «конкурента» – императора Александра III. В 1881 году будущий Русский музей был ещё только замыслом, а галерея Третьякова уже распахнула свои двери для публики, обладая к тому же гораздо более внушительным собранием полотен ведущих русских художников уровня Репина, Крамского или Сурикова. Но и Третьяков не был первым на сём славном поприще: известный нефтепромышленник В.А. Кокорев – современники называли его экономическим гением эпохи – открыл свою галерею почти на 20 лет раньше, в январе 1862 года. Жаль просуществовала она недолго – к концу 60-х годов дела Василия Александровича пошатнулись, что вынудило продать коллекцию с аукциона. Она рассеялась по разным собраниям, включая императорское и третьяковское, но это обстоятельство не умаляет вклада Кокорева в историю искусства, и журнал воздаёт должное талантливому человеку.

Взаимосвязям русской и мировой культуры редакция всегда уделяет особое место. В данном номере внимание читателя наверняка привлечёт рассказ об уникальном собрании известного хореографа Джона Нормайера, начало которому положило юношеское восхищение гением Вацлава Нижинского. Это не было коллекционированием в строгом значении слова. Будущий великий балетмейстер просто окружал себя всем, что так или иначе оказывалось связано с его кумиром – картинами, книгами, фарфором, литографиями. В конечном итоге вышло, что коллекция не только определила дальнейшую судьбу Нормайера, но переросла рамки монографической и представляет историю мирового балета.

Не только частные собрания несут на себе отпечаток личности коллекционера. В этом отношении показателен феномен Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке, фонды которого более чем на треть состоят из даров, а число дарителей уже перевалило за три тысячи. Музей, не располагавший в момент учреждения ни единым экспонатом, мог получиться совсем иным, если бы не все эти люди – пушкиноведы, коллекционеры, артисты, художники, писатели, объединённые страстной мечтой о том, чтобы у великого сына Москвы был в родном городе свой «дом».

Музей флорентийской мозаики, разместившийся в старой петербургской квартире, и галерея современного грузинского искусства, представленная в Центральном Доме художника; репортаж с масштабной выставки в Третьяковке и история возвращения на родину одной-единственной картины, исчезнувшей из Таганрогского музея во время войны, – другие статьи, продолжающие рассказ о коллекциях и людях, которые их сформировали.


Тэги: Журнал
Обсудить в группе Telegram

Ксения Вишневская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Голос партии, голос демократии

    04.11.2024
  • Культура – это отбор

    21.03.2024
  • Секрет успеха

    17.03.2024
  • Смыслы скрытые и явленные

    29.02.2024
  • «Нева» осиротела

    14.02.2024
  • Юбилей «Литературного Иерусалима»

    74 голосов
  • Чья идея победит?

    34 голосов
  • О модели журнала «Литературный Иерусалим»

    24 голосов
  • Неслучайное целое

    23 голосов
  • «Южное сияние» длится: одесский «толстяк» разменял второй десяток

    22 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS