Вячеслав Недошивин. Джордж Оруэлл. Неприступная душа. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2019. – 795 с. – 3500 экз.
Английский писатель Джордж Оруэлл (1903–1950) оставил многотомное собрание сочинений, но, подобно, скажем, Грибоедову, из-под пера которого вышло не только «Горе от ума», для миллионов читателей он прежде всего автор романа «1984». Вскоре после его смерти влиятельный американский журнал в списке «ста лучших книг всех времён и народов» поместил «1984» на второе место после «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Так что «книга № 2» говорит отнюдь не о второсортности романа, как могут подумать нечитавшие или забывшие его.
Но на случай, если таковые вдруг найдутся, надо напомнить, что оруэлловская антиутопия описывает страшный мир, который поделили три сверхдержавы, ведущие между собой бесконечную войну. События романа происходят в одной из них – в «Океании», включающей в себя англо-американский мир. Идеология державы – «ангсоц» (английский социализм), власть принадлежит Партии, во главе которой стоит Большой Брат (неизвестно, существующий ли физически). Партия осуществляет тотальный контроль за интеллигенцией, а «пролы» (пролетарии), как и животные, – свободны. Малейшая попытка свободомыслия среди интеллигенции жестоко подавляется. К свободомыслию относятся и любовные связи. Герои романа – любовники и их палач. Книга страшная. Кульминация расправы над героем – помещение его в «101-ю камеру», где жертву ждёт самое страшное. Самое страшное – именно для него (для всех людей оно разное). Для чего такая жестокость? А ни для чего. Один из постулатов режима: «Пытки ради пыток, казни ради казней».
Книга написана в 1948 году, в названии, как гласит одна из версий, просто переставлены последние цифры. Естественно, критики и читатели попытались дать однозначный ответ на вопрос: а какое государство выведено в оруэлловской карикатуре? Одному критику продавец книг в Нью-Йорке сказал – прочтите роман, и вы поймёте, почему нам надо бросить атомную бомбу на коммуняк. Антисоветская пропаганда, само собой, взяла «1984» на вооружение, а советские идеологи, грубо говоря, пошли у неё на поводу. Между тем и это подробнейшим и доскональнейшим образом показано в книге Вячеслава Недошивина, направление оруэлловского удара отнюдь не однозначно. В равной, если не в большей степени он метил по реалиям, а главное – тенденциям западного мира.
Джордж Оруэлл умер вскоре после публикации своего шедевра, не дожив и до пятидесяти, умер после тяжёлой и длительной болезни, и поэтому не мог принять участия в полемике относительно смыслов его вершинного романа, захлестнувшей весь мир (кроме СССР, где даже имя великого писателя было долгое время запретным). Вячеслав Недошивин сделал большое дело, написав не только подробный рассказ о жизни писателя, но и нарисовав панораму литературной и политической жизни Британии тех десятилетий. Тем более Оруэлл был писателем, говоря по-русски, наособицу, не примыкавший ни к каким партиям, лагерям, группировкам.
Хотя в целом он был человеком социалистической ориентации – социалистической, естественно, не в советском, а в западном понимании. Одним из ярких проявлений этих его настроений было участие в гражданской войне в Испании в 1930-е годы – конечно, на стороне республиканцев.
Вячеслав Недошивин подробно рассказывает о том, что Оруэлл не был «партийным» и даже «политическим» писателем, что для него понятия чести и порядочности были выше всего. И он не мог принять (или понять), что в годы войны, союзничества между СССР и Англией, цензура не пропускала его критику в адрес Советского Союза, а во время холодной войны поступала «ровно наоборот». Автор монографии рассказывает о том, что сам Оруэлл считал свой «1984» прежде всего не сатирой на существующее, а предупреждением об опасностях, которые грозят в будущем.
А это именно так. И в том одна из причин, почему гениальный роман Джорджа Оруэлла, написанный в 1948-м о событиях в 1984-м, не то что не устарел, а по-прежнему необычайно актуален. И, по-видимому, так будет ещё очень долго, если не всегда.