Статья «Дефолт справедливости» («ЛГ», № 3–4) нашего постоянного автора Олега ПОПЦОВА вызвала множество самых разноречивых откликов. Редакция попросила автора вернуться к поднятым проблемам.
– Олег Максимович, исчезновение каких понятий из нашей жизни представляется вам особенно тревожным?
– Нам важно иметь перед собой как ориентир вечные истины. Такие, как свобода, равенство, братство, справедливость… Эти великие идеи сотворили мир. Но как только ими начинают пренебрегать, всё разваливается. Превратили в советскую эпоху равенство в уравниловку – страна посыпалась изнутри. Повалили в партию не ради высоких идей, а за коммерческим интересом – партия выродилась.
Когда какой-либо процесс захватывает громадные массы, это ещё не означает, что он исторически значим и справедлив. Процессы, захватившие страну в 80–90-е годы ХХ века, безусловно, были таковыми. Но… У нас всегда – избыточная востребованность революционного реформирования. И ещё больше примеров неудачного реформирования такого рода.
Например, мы всё время корректируем нашу память. А память этого не терпит. Что творится сейчас на телевидении, когда речь идёт о войне?! Сочинители многих фильмов и передач о войне уверены: не обязательно вникать в суть происходившего, суть чрезвычайно сложную, противоречивую, трагическую и героическую одновременно. И потому авторы сориентированы на внешние контуры. Танки должны быть покрашены правильно, одежда, сапоги должны соответствовать времени… Но разве это главное?!
– Как же правильно относиться к прошлому?
– Сжигание прошлого и бездушное его копирование – это две стороны одной медали сегодняшнего. И то, и другое порождает слепоту. Прошлое надо знать и учиться сопоставлять его с настоящим. Тогда получается верная формула будущего. В Европе отношение к исторической памяти более трепетное и бережное, какой бы грустной она ни была. Во Франции до сих пор отмечают День Парижской коммуны, хотя сколько тогда было жертв! Но спустя много лет проклинать действия людей во время революции, мстить им – глупо. Их надо стараться понять и найти им объяснение. Никогда нельзя забывать своего прошлого – это наш опыт, наша память, наши основы. Никто из нас не начало, мы все – продолжение.
– А у нас в 1991 году «отомстили» памятнику Дзержинскому…
– У меня весьма сложное отношение к ЧК и КГБ, но нельзя не видеть, что Дзержинский был личностью. У Дзержинского была задача – охранять революцию, и он это делал. И оценивать его надо с этих позиций. Это ему принадлежат слова: «У чекиста должна быть светлая голова, горячее сердце и чистые руки». Как сказано! Правда, не всегда чекисты этим принципам следовали… Я был против сноса памятника Дзержинскому и отговаривал Ельцина ехать на митинг. Я предложил другое решение: оставить памятник, а в здании КГБ разместить Всероссийский детский фонд. Дзержинский в своё время очень много сделал для детей – практически за два года разобрался с беспризорностью. А что у нас сейчас… Не Дзержинского бы нам сейчас судить, а себя за то, что происходит в стране. Ленин после революции выслал часть интеллигенции на трёх пароходах. А в наше время диаспора российских учёных в одном Нью-Йорке – более 100 тысяч! А если к этому прибавить всю Америку и Европу, то цифра будет за миллион наших интеллектуальных сограждан. «Каков же итог?» – спросите вы. Он очевиден. Мы переживаем процесс настоящего вырождения. Это происходит во всём и повсеместно. И чем раньше мы это поймём и объединим силы, чтобы остановить этот пагубный процесс, тем больше у нас шансов сделать осмысленный прорыв: из сырьевого придатка превратиться в мощную страну, в которой и нанотехнологии, и инновации будут обычной повседневностью...
К тому же происходит всеобщая подмена. Подмена понятий, ценностей… Например, нынешняя элита к истинной элите страны отношения не имеет. Она, нынешняя якобы элита, захватила, присвоила это звание.
– Какая же элита нужна стране сегодня?
– Деятельная, востребованная обществом, имеющая ясную перспективу в своей стране и, конечно же, ответственная… Словом, нужна подлинная интеллигенция, а не гламурные персонажи. За подменой понятий мы потеряли героя нашего времени. Что было плохого в героях труда? На кого сегодня равняться? Вот школьники на вопрос, кем вы хотите быть, отвечают: чиновником, менеджером… А кто будет создавать, придумывать, строить, творить?
Я говорил как-то с руководителем Института имени Курчатова о 100-тысячной диаспоре русских учёных в Нью-Йорке. Он сказал: это хорошо, теперь они граждане мира. Сомнительный комплимент. Кратно важнее, чтобы они были гражданами России, и работали, и творили во благо её процветания.
Нам сегодня нужен рывок, а для этого надо вернуть в сознание людей, общества деятельного, творческого, способного на большие поступки героя. Пока же в героях одни организаторы продаж да блюстители финансовых потоков.
– Создаётся впечатление, что теперь превалируют интересы меньшинства, нынешних избранных и приближённых к власти…
– Раньше думай о Родине, а потом о себе. Эти слова должны быть истиной всеобщего понимания. Но сейчас эта истина не котируется, она потеряла цену в рыночных обстоятельствах. Конечно, Путину досталась аховая ситуация. Он унаследовал два тяжелейших прошлых: одно – до 90-х, другое – после 90-х. Его предшественники предали анафеме всё, что было до них. Большевики уничтожали под корень частную собственность, реформаторы же под корень – государственную. В 1994 году я сказал Егору Гайдару: «При таком отношении к прошлому вы испаритесь лет через 10–12». И уже скоро о младореформаторах стали говорить как об убогих романтиках, не знающих реальной жизни. Но на самом-то деле романтиками они были только в самом начале своей деятельности, а потом очень быстро стали прагматиками.
– А чем отличается романтик от прагматика?
– Одним, но очень важным компонентом. Романтик с уважением относится к надеждам людей, а прагматику на них плевать.
– У нас многие готовы потерпеть, обойтись без свободы слова, например, лишь бы, как говорится, «не было войны»…
– Свобода слова сегодня действительно существует для спящих – после 12 ночи. Но… Дело же не только в телезрителях, но и в журналистах, которые свободу слова приватизировали, а говорят только то, что приносит им выгоду. Например, как воздух необходимы журналистские расследования сегодняшней коррупции, а у нас продолжают разоблачать коррупцию советской эпохи, ничем не рискуя. И это при том, что сегодня раскрывается 12 процентов совершаемых преступлений. Почему? Потому что невыгодно раскрывать. Копнёшь – и выйдешь на саму милицию: либо крышует, либо соучаствует. Рыночные отношения пришли туда, куда путь им, по существу, запрещён, – в правоохранительные органы, суды, прокуратуру, армию.
Самое страшное случится, если властные и олигархические кланы начнут бороться между собой под видом борьбы с коррупцией.
– У нас вроде бы есть вертикаль власти, а порядка почему-то нет.
– Но надо отдать должное Путину – он изменил образ власти. Теперь нет пресловутого выражения «президент работает с документами». Он заставил шевелиться министров. Да, можно говорить об авторитарности. Но авторитарность бывает оправданна, потому что даёт возможность навести порядок. Такое было не только в нашей стране.
– Вы сами – авторитарный руководитель?
– Я всегда действовал по формуле: «Управлять – значит разрешать». А раз разрешаешь, значит, берёшь на себя ответственность. То есть совершаешь серьёзный поступок.
Увы, в наше время появилась целая генерация людей, которые не предрасположены к совершению поступков. Таким образом они рассчитывают избежать какой-либо ответственности за свои действия. Они не понимают, что, уходя от ответственности, ты лишаешься какого-либо влияния на происходящее. Твоя ответственность прямо пропорциональна твоему авторитету. Нет ответственности – нет авторитета.
В нашу жизнь должен вернуться человек, совершающий решительные поступки, не уклоняющийся от них. Тогда мы перестанем сокрушаться по поводу отсутствия политической воли. Поступок делает человека гражданином, творцом, созидателем. Человек вырождается, когда не совершает серьёзных поступков, не принимает важных решений. Так же вырождается государство, когда отказывается от выполнения своих обязательств перед гражданами.
Вообще же для того чтобы успешно управлять, нужны три составляющие: система, перспектива, контроль. Если нет хоть одной из них – нет продуктивного управления, всё разрушится.
– А как же быть с демократией?
– Демократия – это когда большинство слышит меньшинство. Справедливо же то государство, которое живёт и мыслит интересами и болью большинства. Но наша власть сегодня путает два глагола – слушать и слышать. Она, может, и слушает, но, очевидно, не слышит людей в своих VIP-залах с затонированными стёклами. Чиновники иногда смотрят в окно своих офисов и видят не улицу, а собственное отражение. Истинная задача журналиста, творца – суметь вывести власть из VIP-залов и поставить её в общую очередь.
– Вы были комсомольским лидером, редактором популярного журнала, руководили телеканалом, издательством, сейчас возглавляете полиграфическое производство… А ещё вы – писатель, публицист. Кем вы считаете себя прежде всего?
– Человеком конкретного дела. Я предпочитаю не повторяться. Очень люблю придумывать всевозможные проекты, ещё больше люблю их осуществлять. Я никогда не оформлял никаких патентов на свои придумки, их не перечислить, но горжусь своими детищами – программой «Вести», «25-й час», другими… Признаюсь, испытывал жуткое отчаяние, когда замысел оказывался не по силам исполнителям. А сколько многообещающих проектов пришлось закрыть именно из-за этого!
– «Литературная газета» не может не спросить, каковы творческие планы писателя Олега Попцова?
– За последние годы я написал две политические книги, заканчиваю третью. Она будет посвящена осмыслению последних восьми лет нашей жизни с 2000 года по 2008-й… На этом прощаюсь с политикой. Довольно! На очереди, если бог даст сил, роман, возможно, сценарий. И что-нибудь для театра! И ещё, конечно же, сказки для почти взрослых.
Беседовала
«Литературная газета» сердечно поздравляет своего автора и друга Олега Максимовича Попцова с юбилеем, желает долгих лет жизни, успехов в творчестве и рассчитывает на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
27 мая в 19.55 канал ТВ Центр покажет документальный фильм «Олег Попцов. Остаться человеком».