Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 декабря 2023 г.
Культура

Выживет ли Союз театральных деятелей после четвертого декабря? Кто может быть атомным реактором театральной революции?

03 декабря 2023
Портал Cult Vitamin

За ажиотажным обсуждением судьбы «Золотой маски» мало заметной оказалась подготовка к выборам нового руководителя Союза театральных деятелей. Как известно, многолетний председатель уходит.

Тем не менее это то мероприятие, которое подводит итог спорам и определяет совершенно точно три направления дальнейшей судьбы не только самой организации под названием «Союз театральных деятелей», но во многом и само развитие театральной культуры в стране. Практически два из них приведут к смерти организации, вопрос лишь в том, как быстро это произойдет.

Как-то так случилось, что единственное действенное и заметное, что смогла сделать эта организация за последние десятилетия, – привить стране «Золотую маску». Собственно, говорить больше не о чем. Отсюда такая остервенелая борьба за этот бренд. Тут только бизнес, ничего личного.

Но это лишь внешне.

На самом деле «Золотая маска» – исключительно квинтэссенция глобальных изменений, которые произошли с советским театром в постсоветское время, когда с водой выплеснули и множество здоровых детей. Делалось это прилюдно под разными благими поводами.

Результат – глобальная ориентированность огромного количества государственных театров на получение вожделенной «Золотой маски», обладателям которой доставалось немного денег на поездки в столицу на различные фестивали, внимание со стороны критики, которая к началу двадцатых годов сосредоточилась в кругу экспертов фестиваля. Именно там платили деньги за статьи и подбрасывали средства на жизнь. Все, кто не разделял концепцию фестиваля, от кормушки быстро отлучались. Как результат, объективная критика просто исчезла. Остались лишь те, кому была доверена функция формирования гениев от режиссуры, разъяснение лопоухому зрителю, в чем тот или иной спектакль является подлинным событием, а главное почему. Отсюда небольшой группе крестоносцев от либерализма удалось взять под контроль общественное мнение и нередко мнение функционеров от культуры.

Февраль 2022-го оказался достаточно жестким рифом для российской культуры. Большое количество ее «звезд» поспешили выехать за границу и высказываться оттуда, с чем они не согласны. Появились и вопросы к театральному процессу в стране. Был принят ряд законов, неудобных для радетелей либерализма.

Стали задавать неудобные вопросы деятелям СТД, функционерам от культуры. А куда, собственно, идут деньги, выделяемые Минкультом России, средства культурных фондов и, скажем, Сберегательного банка, который, хочется напомнить, является банком с государственным участием и под государственным управлением?

Быстро выяснилось, что параллельно с Министерством культуры существует огромное театральное зазеркалье, управляемое небольшой группой лиц. Этим лицам с почтением внимали не только главные режиссеры и директора многих театров, но нередко и руководители региональных министерств и правительств регионов.

Да, можно констатировать, что кадровые смены состоялись. Наиболее одиозные фигуры были отлучены от государственных кормушек. Но, как и предупреждалось, золотомасочный процесс ушел вглубь, на периферию. Появились клоны фестиваля, через наработанные в последние годы тропинки поступали деньги на проведение различных фестивалей. Региональные министерства предоставляют для них площадки государственных театров, библиотек. Основной задачей этих фестивалей ставится поддержка золотомасочного актива во времена, когда театр, по их мнению, оказался на грани нервного срыва!

Но вернемся к нашей главной теме.

Четвертого декабря – выборы нового главы СТД. Наблюдаю некие шевеления различных групп влияния.

Обобщенно все сводится, как я и писал в начале материала, к трем путям:

1. Оставить все как есть, обновить руководителя, тот обновит сотрудников, выиграть время, чтобы успокоить актив и сделать некие косметические правки фестиваля. Двигаться дальше с опорой на периферию.

2. Поставить некое уважаемое лицо у власти, продекларировать и начать некий эволюционный путь изменений союза, а с ним и фестиваля.

3. Путь взрывной. Как при пожаре большого лесного массива, создать встречный огненный вал. Для этого нужен человек с харизмой, граничащей с одержимостью. Если хотите, типажа Троцкого.

Конечно, для многих будет приятен второй путь. Однако замечу: а откуда появится тот актив, который не засорен идеями, о которых я писал выше? Его нет. Тут все надо создавать заново.

Увы, революции – это крайняя мера, но в наших условиях, похоже, она единственно верная.

Только кардинальные изменения позволят сохранить творческий союз в боеспособном состоянии. Если этого не случится, то новую федеральную премию создадут в Министерстве культуры России при полной поддержке театров, которые сохранили свою идентичность и самостоятельность. На наше счастье, наши деды создали хорошую культурную базу. Эти театры работают, у них огромная зрительская поддержка и любовь.

Такой человек, на мой взгляд, есть. Это Владимир Машков.

Человек, одержимый театром, своей страной, имеющий огромный авторитет. На сцене и на съемочной площадке он остается самим собой. Нам повезло, что он у нас есть.

Важно понять главное: с Союзом театральных деятелей или без него процессы очищения в нашем сообществе будут происходить. Лучше, конечно, чтобы с ним.

В интересное время мы живем. Недавно говорил с одной очень известной пианисткой о том большом количестве новых интересных и талантливых имен, о которых узнала наша общественность после того, как распиаренные имена покинули страну. Богата наша страна на таланты. Расхожий лозунг оказался верным.

Александр Савин, Новосибирск (Портал CultVitamin)

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS