Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Вызов будущему

01 января 2007

ИНИЦИАТИВА

Внук архитектора Якова Чернихова Андрей на фоне рисунков деда; ФОТО:ИТАР-ТАССНазвание премии Международного фонда имени Якова Чернихова «Вызов времени» можно понимать двояко. Время вызывает новых творцов, да и творцы дерзки и вызывающи – зовут время, в котором они, может быть, жить не будут. Но важно поймать его дыхание сейчас, зафиксировав на бумаге, как когда-то выдающийся бумажный зодчий Яков Чернихов делал это с Иваном Леонидовым, Константином Мельниковым, Владимиром Татлиным… В Москве наградили молодых архитекторов, рассмотрев работы 76 номинантов из 20 стран, признав лучшим японца Джунья Ишигами.

«Вначале мысль была»… Выраженная потом словами, звуками, красками, штрихами… Призывая всегда и везде заменять слово графикой, самый фантастический русский архитектор XX века Яков Чернихов, скорее всего, не доводил эту идею до абсурда. Учитывая то обстоятельство, что сам иногда книги писал и был вынужден – увы! – вместо прямых, овалов и эллипсов чертить буквы. Но если бы была возможность отказаться от них, может быть, даже не слышать и не произносить слов звучащих, а жить среди своих фантазий: асимметричных, спиралевидных, сетчатых, дворцов коммунизма или пантеонов Великой Отечественной войны, – он бы был счастлив.

Да он и так был счастливым человеком-Демиургом. Не копировал там, где мог сочинять. Овеществлял образы-фантазии. В век машинной графики был погружён в рукотворное графическое искусство. И современные ему буквы, вернее их начертание, ему не нравились – Чернихов разыскал материалы ещё допетровской реформы, признавал величайшей ценностью шрифты, утверждённые Петром или Елизаветой. Яков Георгиевич разработал свою систему метрики, применяя к построению шрифтов отдельные принципы теории архитектурных форм.

Многое из его громаднейшего наследия мы постигаем только сейчас. Спрос на идеи Якова Чернихова имеет и другую, грустную сторону. Из фонда РГАЛИ летом было похищено несколько работ, девять из которых потом «нашлись» в Лондоне, на аукционе Christie.

Яков Чернихов сто лет назад предчувствовал востребованность будущим, считая, что деятельность архитектора вовсе не обязательно должна отвечать запросам реальности. Символичным можно считать и его побег из родительского дома из украинского города Павлограда в пятнадцать лет в Одесское художественное училище. Примечательно, что и Татлин тоже из «беглецов», ушёл из дома в тринадцать.

Триада древнеримского архитектора Витрувия (прочность, польза и красота) уже не удовлетворяли Чернихова. Равно как и четвёртое начало от Леона Баттисты Альберти, добавившего в XV веке «целосообразность». Золотое сечение и симметрия уступили дорогу асимметрии, ритму масс, ритму соотношений… И красота реальных предметов его не волнует – он уходит к изображению мысли, отвергая аскетизм простых форм, которые, впрочем, время Хрущёва воспроизвело в избытке – «коробочная архитектура» отсекла витрувианскую красоту.

Конкурс «Вызов времени», учреждённый Фондом им. Якова Чернихова, перерос, если можно так сказать, свою архитектурную доминанту. Хорошо сказал об этом один из членов жюри болгарин Георги Станишев: «Наибольшая ценность заключается в многополярности, в многовекторности поисков, что отражает определённую стадию эволюции циклически развивающейся архитектурной культуры. Жюри ощутило столкновение трёх культур. С одной стороны, культура архитектуры молодого поколения – мозаичность, поливалентность, многовекторность. С другой стороны, культура самого жюри, собранная из различных компонентов и различных персональных историй каждого. И третье – это культура архитектурной общности, ожидающей вердикта жюри. В таком смысле само решение премии оказалось внутри такого бермудского треугольника, где баланс отдельных культур, собранных в одном пространстве, и даст результат».

Для китайского архитектора Цинюнь Ма (одна из номинантов конкурса) восточная и западная традиция – тоже не дихотомия, тем более что в китайских густонаселённых городах не до западноевропейских изысков. Для Цинюнь Ма важнее искать равновесие между технологическими средствами и творческим интеллектом. Кроме того, в мастерской зачастую правит бал социальный заказ. Так, чилиец Алехандро Аравена проектирует социальное жильё при дефиците средств, а израильтянин Асаф Лерман расширяет пространство стадиона или библиотеки.

Для некоторых номинантов было важно увязать здание, контекст и человека в условиях меняющегося климата. Удивительные проекты французов Франсуа Роше и Стефани Лаво движимы идеей подражания природе. Это технологии мимикрии, где растительность или другие природные элементы зрительно почти неотличимы от авторских задумок.

Стиль архитектуры и дизайна победителя конкурса «Вызов времени» Джунья Ишигами коллеги называют и «поэтическим», и «музыкальным». Андрей Чернихов, президент Фонда Чернихова, соотносит творчество молодого японца с «живописью и традицией светового и линеарного повествования». Рукотворные японские сады, известные всему миру, проникают в пространства Ишигами и как цитаты, и как интонации.

Новая архитектура нацелена на поиск одного языка. «Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания», – писал Николай Гоголь. Сегодня эта летопись может быть универсальной, читаемой всеми. Так ли нужна вторая Вавилонская башня – вопрос открытый, но она, пожалуй, перестаёт быть метафорой безнадёжности.

Валерия ОЛЮНИНА

Обсудить в группе Telegram

Валерия Олюнина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS