Таланты, о которых мы не знаем, всё-таки пробьют себе дорогу
Если тебе без конца говорят, что чёрное – это белое, ты рано или поздно в это поверишь. Продюсеры телеканалов и эстрадных шоу с упорством, достойным лучшего применения, приучают нас к тому, что кроме «Кривого зеркала», принявшего эстафету от пресловутого «Аншлага», «Комеди Клаба», умудрившегося перещеголять их обоих, и столь же манерных, сколь и безголосых звездулек «фабричного» производства на эстраде ничего нет и быть не может. И мы в это верим. При этом одни смиряются и довольствуются тем, что им подсовывают (надо же как-то отвлекаться от серых будней!), другие просто исключают себя из этих предлагаемых (или всё-таки навязываемых?) обстоятельств.
Я, признаюсь честно, принадлежу ко вторым, поэтому приглашение на финальный концерт участников Открытого фестиваля юмора и эстрадного искусства (название мне ровным счётом ничего не говорило) было воспринято мною как приглашение на казнь. Ладно, думаю, посижу на пресс-конференции и ограничусь, так сказать, официальным отчётом. Однако два обстоятельства заставили меня всё-таки остаться на концерт.
Во-первых, оказалось, что фестиваль этот на самом деле тот самый «Москва–Ялта–транзит», успевший за четыре года (нынешний должен был стать пятым, о том, почему не стал – чуть позже) завоевать себе достаточно солидную репутацию. Хотя бы потому, что побеждали там действительно талантливые, а не пролоббированные. Откуда я это знаю? Так случилось, что некоторых лауреатов, в том числе и обладателей Гран-при 2005 года – ансамбль «Люди и куклы» из Одессы, я просто знала лично и была в курсе, какая адова работа предшествовала их триумфу. Поэтому мне было чрезвычайно любопытно поглядеть на новых триумфаторов. Среди них, по словам председателя жюри Аркадия Арканова, был совершенно удивительный коллектив, который шёл к победе четыре (!) года, причём при первой попытке ребят даже к конкурсу не допустили, отсеяли ещё на предварительном просмотре. Это и было то «во-вторых», которое привело меня в зрительный зал.
Ребята, получавшие дипломы из рук Арканова, Вишневского, Трушкина, Арлазорова и других членов жюри, выиграли московский региональный отборочный тур. Всего по стране их было около десятка. Впереди у них была борьба за главный приз. «Большой» финал, всероссийский, пройдёт в сентябре. В Москве. Не в Ялте.
Увы, фестиваля «Москва–Ялта–транзит» больше не существует. Во всяком случае, в том виде, в каком он существовал доныне. Сопрезиденты фестиваля, небезызвестные «кролики» Владимир Моисеенко и Владимир Данилец, не поставив в известность московский оргкомитет фестиваля, сыграли в «самостийнисть» и в мае, то есть за три месяца до официального финала, устроили свой, «незалежный». Естественно, в Ялте. Президент фестиваля Михаил Ашумов утверждает, что до сих пор украинская сторона никаких объяснений не дала и причины такого демарша ему неизвестны. Возьмём на себя смелость предположить, что панове Данилец с Моисеенком просто решили бросить фестиваль либо на алтарь своих собственных амбиций, либо, что ещё вероятнее, на алтарь амбиций чужих, к искусству никакого отношения не имеющих.
Впрочем, это уже их проблемы. Есть немало городов, готовых предоставить Москве украденный у неё «транзит»: Сочи, что вполне логично, Калининград, Геленджик. Организаторы уверены, что фестиваль как саморазвивающаяся система непременно найдёт на карте свой пункт назначения.
Гораздо больше их беспокоит равнодушие к судьбе фестиваля родного государства. Чиновники разного уровня вдохновенно вещают о необходимости противодействия пошлости и безвкусице на эстраде, о поиске новых талантов, но, увы, за всё время существования фестиваля ни одна высокая инстанция не выразила ни малейшего желания включиться в этот самый поиск. Неужели они полагают, что талантами родная держава оскудела? А как же тогда быть с шестилетним Алёшей Лиходеевым из Калининграда, читавшим отрывок из «Денискиных рассказов» Драгунского так, что всё жюри буквально умирало от смеха? Сколько таких Алёш по России, о талантах которых никто никогда не узнает?! Но у чиновников своя логика, а финансовое обеспечение поисковых работ взяла на себя не самая юморная организация в стране – Российские железные дороги.
А что же таланты уже обнаруженные? Не могу сказать, что все они убедили меня в своей одарённости (критик я, уж не знаю, к сожалению или к счастью, достаточно строгий). Струнное трио «Виктори» (2-е место в музыкальном жанре) весьма напоминало «растроившуюся» Ванессу Мэй, причём чистота исполнения наводила на подозрение, что в жизни сии длинноногие барышни играют под фонограмму, на которой записано не только сопровождение. Очень неприятное впечатление произвела Светлана Галка, по всей видимости, взявшая за образец для подражания небезызвестную Елену Воробей и с натугой пародировавшая традиционный «джентльменский набор» звёзд – Лайму, Распутину и Лолиту. Вкуса и аристократизма у неё не в пример меньше, чем у первой, зато по циничности и пошлости она вполне сопоставима с двумя последними. Но это так, из разряда исключений, которые только подтверждают правило.
Приятно удивили вокалисты. И квартет «Каменная слобода», занявший второе место, и победитель Илья Васильев явили пример абсолютной негламурности, что само по себе приятно, и абсолютной адекватности манеры пения и поведения половой принадлежности исполнителей, что приятно вдвойне.
При этом и голосами их природа не обделила, и народные песни они в такой аранжировке подали, что зал и в самом деле зажёгся. Конечно, у скептиков сразу же возник бы вопрос, а допустимо ли так «калечить» русскую народную песню, но это предмет уже для совсем другого разговора.
Очень интересно было наблюдать за победителями в номинации «Цирковое искусство». Вот уж действительно ловкость рук и никакого мошенничества. К примеру, семейство Куляк – папа, мама и сын – устроившее сеанс одновременного жонглирования на… ударной установке. Мы отвыкли от обыкновенных чудес, которые надо делать своими руками, без помощи спецтехники и спецэффектов. Это в рекламе можно «выпрыгнуть» из бутафорского окна и, сделав кульбит, на лету вскочить в новенькие джинсы. И подписать последние кадры: «Не вздумайте повторить!» А тут – пожалуйста, повторяйте. Попробуйте хотя бы просто покрутить два шеста в разных направлениях. Получится? Вот то-то и оно.
Но настоящий фурор произвёл клоун-мим-театр «Мир лиц» – те самые ребята, которые шли к своей победе четыре долгих года. Вот что значит умение учиться на собственных ошибках. Их миниатюры, выстроенные в лучших традициях Чаплина и Феллини, можно считать серьёзной заявкой на возрождение высокой клоунады эпохи никем так до сих пор и непревзойдённого Леонида Енгибарова. Вот только поневоле ловишь себя на мысли, а что станется с этими ребятами после конкурса? Кто захочет растить и пестовать эти таланты дальше?
Но под фанфары и гром аплодисментов не хочется думать о грустном. Наоборот, хочется изо всех сил верить в хорошее.
Когда всё уже было позади, Аркадий Арканов, взирая с улыбкой на разрезвившихся после церемонии награждения лауреатов, сказал: «Они – наша надежда, мы – то, что их ждёт». Ну что ж, Аркадий Михайлович, если эти мальчишки и девчонки смогут взобраться на тот олимп, который покорили вы… Поживём – увидим.