Канал «Культура» показывает «Книги моей судьбы» – цикл авторских программ к 90-летию писателя, критика, историка литературы, просветителя Игоря Петровича Золотусского. А ещё он – телевизионный рассказчик, увлекательный и глубокий. Его авторские программы о Карамзине, Гончарове, Лермонтове, Тургеневе, Гоголе, СалтыковеЩедрине составляют своеобразную летопись русской классики.
Когда Золотусскому вручали премию Александра Солженицына, в наградном листе было написано: «За верность в независимом поиске традициям и нравственному достоинству русской литературы».
Вот этот «независимый поиск» и является основой телевизионных рассказов Игоря Золотусского. Не только XIX век. Он придумал уникальный телевизионный проект «Прощай, двадцатый век», в котором героями стали уже советские писатели Константин Симонов и Виктор Астафьев, Фёдор Абрамов и Василь Быков, Александр Солженицын и Владимир Максимов. Для Золотусского они – прежде всего яркие неповторимые личности. В телевизионных историях Золотусского нет биографической последовательности, нет комплиментарности, нет и новомодных приёмов, этакого заигрывания со зрителем. Только личное отношение и собственный, нехрестоматийный взгляд на жизнь и творчество выбранного героя. И обязательно спокойная, доверительная манера изложения, подчёркнуто уважительное отношение к зрителю.Вот и в программе «Книги моей судьбы» сложная, во многом трагическая жизнь Золотусского так или иначе связана с героями любимых книг. В детстве это были сказки Андерсена, их читала ему мама. Но счастливая беззаботная жизнь внезапно оборвалась. Игорю было восемь лет, когда арестовали его отца, советского разведчика. Позже сослали в лагеря и маму. Мальчик оказался в детском доме. Там-то он и почувствовал себя «гадким утёнком». Однажды от кастелянши, выдавшей бельё, мальчик впервые услышал: «враг народа».
Второй судьбоносной книгой стала для Золотусского трагедия Шекспира «Гамлет». Юношей он мечтал отомстить за изломанную жизнь родителей… Но всё изменил Гоголь. Так случилось, что в череде его любимых героев неожиданно появился Хлестаков из комедии «Ревизор».
«Я сочувствовал ему, – рассказывал Игорь Петрович. – Да и сам нередко надевал на себя эту маску Хлестакова, воображая себя более значительным человеком, чтобы сделать что-то, помочь кому-то». Он написал книгу о Гоголе, которая много раз переиздавалась, а потом стала основой десяти серийного фильма «Оправдание Гоголя».
Золотусский считает, что книги часто идут впереди читателя и сами находят тебя. Я позвонила Игорю Петровичу накануне юбилея. Спросила, как он себя чувствует, что пишет, что читает. «Вы знаете, – сказал Золотусский, – читаю Некрасова. Какая сложная, противоречивая личность. И как современен! Вот бы сделать о нём документальный фильм! Было бы интересно…»