Когда весной 1905 года Сергей Дягилев открыл в Таврическом дворце свою знаменитую выставку русских портретов, для его современников это стало настоящим откровением и вызвало в обществе «эффект электрический». Немудрено: можно себе представить, что ощущали посетители дворца, на которых со стен смотрели без малого две с половиной тысячи пар глаз (в каталоге выставки значится 2228 основных экспонатов плюс более 100 дополнительных). И каких глаз! Все эти портреты Дягилев и его агенты не один год искали по всей стране. От аристократических столичных особняков до самых захудалых дворянских усадеб в самых что ни на есть медвежьих углах огромной империи. Это была первая и поистине грандиозная попытка понять и осознать самих себя. Разглядеть лицо нации. Больше таких попыток не предпринималось, а лицо нации вскоре подверглось довольно кардинальному изменению. Портреты же остались. И хотя повторить подвиг Дягилева вряд ли кому-то когда-либо удастся, в последнее время вновь начали делаться попытки собрать воедино запечатлённые облики той России, которую мы потеряли навсегда.
Государственный исторический музей, естественно, не мог остаться в стороне от столь важного процесса, благо сегодня в его изофондах хранится 100 тысяч с лишком портретов. Здесь был задуман большой проект «Русский исторический портрет», предполагающий проведение различных выставок как из запасников самого музея, так и из других музейных и частных собраний. Выставка, открывшаяся в декабре, называется «Частное собрание русской миниатюры конца XVII – середины XIX веков». В наше время по понятным причинам обнаружить стоящую коллекцию такого абсолютно элитарного «подвида», как искусство миниатюры, возможно лишь за пределами России. Эта тоже не является исключением. Принадлежит она Sepherot Foundation из Лихтенштейна, включает в себя почти 170 миниатюр и является преемницей многих знаменитых «миниатюрных» собраний, либо собиравшихся в Европе, либо там оказавшихся в вынужденном изгнании вместе со своими владельцами. Например, большой коллекции Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича или историка, директора Музея Александра III великого князя Николая Михайловича.
Выставка состоит из разделов, соответствующих периодам царствования российских монархов, от Петра I до Александра II. В ней очень полно представлена царская иконография, включая такие и с исторической, и с искусствоведческой точек зрения раритеты, как портрет молодого Петра I работы Дж. Барбета, который, по-видимому, является самой ранней миниатюрой с его изображением, да и вообще самым первым изображением русского человека в подобном жанре. Рядом – портреты известнейших деятелей российской истории того времени: от одного из самых знаменитых «олигархов»-металлургов Акинфия Никитича Демидова до генерал-фельдмаршала графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского, от президента Петербургской академии художеств, Александра Сергеевича Строганова до светлейшего князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского. Конечно же, не могут не обращать на себя особого внимания портреты красавиц-цариц, великих княжон и просто светских дам… Но зачастую не менее интересны и выразительны и те, которые принято обозначать на подписях как «Портрет неизвестного».
Впрочем, выставка ценна не только с иконографической точки зрения. Она даёт полное представление о традиционных миниатюрных техниках (акварель и гуашь на бумаге, гуашь на пергаменте, масло на металле, акварель и гуашь на кости, эмаль на металле). И, конечно, о мастерстве тех зарубежных и русских художников, которые эту красоту сотворили. А на выставке представлены, в частности, работы таких великолепных мастеров, как личный эмальер Петра I Григорий Мусикийский, входящий во все энциклопедии австриец Иоганн Баптист Лампи, руководивший классом миниатюрной живописи в Академии художеств Пётр Жарков, итальянец Доменико Босси, ученик великого Тьеполо, и многих других, включая целую плеяду замечательных, но, увы, так и не ставших известными живописцев.
Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке также продолжает большой проект, посвящённый мастерам на сей раз акварельной портретной живописи, и является третьим по счёту монографическим показом. Первый был посвящён П.Ф. Соколову, второй – А.П. Брюллову, знаменитому архитектору и талантливому акварелисту. Сегодня здесь демонстрируются работы В.И. Гау. Экспозицию «Русский камерный портрет» составили 150 произведений, многие из которых экспонируются впервые и собраны из более чем 20 московских, петербургских и региональных музеев.
Наверное, стоит напомнить, что Владимир Иванович Гау (1816–1895) был академиком и придворным художником. Он был необычайно плодовит и оставил более шестисот законченных акварельных портретов, массу эскизов, набросков. По его оригиналам были выполнены многочисленные литографии и гравюры. И во многом благодаря ему мы сейчас можем понять, почему же всё-таки Александр Сергеевич Пушкин так ревновал свою жену (кисти В.И. Гау принадлежат шесть портретов Натальи Николаевны), из-за чего фрейлине Анне Олениной посвящали свои строки и Пушкин, и Лермонтов и каким образом кавалерист-девице Надежде Дуровой удалось так легко выдать себя за «корнета Александрова»…
Жанр камерного портрета в конце концов вытеснила куда более демократичная фотография. Но как же интересно внимательно рассматривать лица, которые пришли к нам из прошлого!.. И сравнивать их с нынешними. К сожалению, не всегда в нашу пользу.
Выставка «Портретная миниатюра в России. Конец XVII – середина XIX вв.» в помещении Исторического музея работает до 28 февраля. Экспозиция «В.И. Гау. Русский камерный портрет» в Музее А.С. Пушкина продлится до 14 марта.