. На память городу и миру: Памятники Москвы в старинной открытке. – М.: Древлехранилище, 2010. – 75 с.; 20 л. ил., 500 экз.
Взглянуть на прошлое из прошлого? Но как? На самом деле способов много. И один из них открывает жанр почтовой открытки, запечатлевшей в себе виды старинных памятников Москвы. Эти открытки посланы нам из прошлого. Посланы теми, кто жил сто с лишним лет назад и своими посланиями оставил в наследство наш прекрасный город. Собственно, такими же посланиями из прошлого являются и «запечатлённые на фотооткрытках памятники – мемориальные сооружения, призванные сохранить в памяти потомков то, что было дорого москвичам прежних поколений». Так считают авторы книги, профессиональные историки, с мнением которых трудно не согласиться.
Трудно сказать, когда появилась традиция фотографирования «на память», но уже во второй половине XIX века она, похоже, закрепилась навсегда. Как отмечает современный историк фотографии А. Стригалёв, «на такой фотографии монумент – общественный знак, достопримечательность и украшение города, – преобразуется в объект личной памяти».
Хвала фотографии! Именно её феномен сохранил нам многое, в реальности, увы, утраченное. Ведь у каждого московского памятника – своя судьба, порой трагическая. А острословы даже говорят об особой московской традиции – сносе и перестановке памятников. Действительно, передвигались памятники Минину и Пожарскому, Пушкину и Гоголю, обелиск в Александровском саду и Триумфальные ворота…
В предлагаемом издании авторы не ставили себе задачу дать всеобъемлющую картину мемориальной культуры избранного ими периода (конец XIX – начало XX в.), рассказать обо всех памятниках старой Москвы. Но попытались, следуя за почтовой открыткой, передать саму атмосферу памяти города. Поэтому представленные в книге виды позволяют увидеть не только сам памятник, но его городское окружение, людей, бытовые сцены. Словом, жизнь, иногда бурлящую, иногда медленно обтекающую монументы, – знаки времени.