Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Взлетевшаявниз

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Марина Литаврина. Яворская, беззаконная комета. – М.: МИК, 2008. – 400 с.: ил.

История русского театра рубежа XIX–XX веков изобилует персонажами, ни творческая, ни личная жизнь которых не укладывается в узкие рамки однозначных оценок. Но однозначность удобна, а потому живуча. За Лидией Яворской, премьершей театров Корша и Суворина, хозяйкой петербургского Нового театра, на долгие десятилетия закрепилась слава самой скандальной «театральной дивы» этой эпохи. Имя её стало нарицательным. Сравнение с Яворской для любой актрисы становилось несмываемым пятном на репутации, а иногда могло и стоить карьеры. Но когда одни её втаптывали в грязь, другие с не меньшим пылом возносили до небес. Её сравнивали с Сарой Бернар в те времена, когда великая француженка вовсе не являлась эталоном для русской сцены. 

Искусствовед Марина Литаврина предприняла попытку разобраться, насколько эта весьма сомнительных свойств слава была заслужена. Выходу этой книги – первой фундаментальной биографии актрисы – предшествовали восемь лет напряжённых поисков в российских и британских архивах: последние годы жизни Яворская провела в Англии. 

Надо отдать должное автору. Марина Литаврина не стала брать на себя роль «адвоката» актрисы. Не ограничилась она и чисто театроведческими изысканиями, имеющими самостоятельную ценность, ибо восполняют пробелы как в истории отечественного театра, так и в истории русско-британских культурных связей, коих и там и там немало. Она сделала большее – постаралась вскрыть психологическую канву, по которой время и обстоятельства вышили столь причудливую судьбу. 

Лидия Гюббенет (Яворской она стала в первом браке и оставила эту фамилию в качестве сценического псевдонима, не изменив ему и в те времена, когда стала зваться княгиней Барятинской) от природы была наделена яркой внешностью, умом и хоть и скромным, но всё-таки талантом. Она свято верила в то, что в театре не должно быть места обыденности. Зритель отправляется туда в поисках утраченного рая. Он не хочет видеть на подмостках земную женщину. Ему нужна богиня. Прекрасная и недоступная. И значительная часть публики была готова молиться этой богине – Яворская знала, чем тронуть зрительское сердце. 

Однако сцена была для неё не столько храмом, сколько ареной, где женщина может проявить ту власть, в которой мужчина отказывает ей в обычной жизни. Настоящая хищница, она не упускала случая продемонстрировать обществу очередную свою добычу. Кружить головы талантливым мужчинам, – а среди тех, кто восхищался ею, были Чехов и Репин, Дюма-сын и Генри Джеймс, Герберт Уэллс и Бернард Шоу, – таково, вероятно, было её истинное призвание. Ибо театр для неё был своеобразной игрой с огнём. Она позволяла себе опаздывать на репетиции, дерзить режиссёрам, закатывать истерики антрепренёрам и третировать партнёров по сцене. Добавьте к этому весьма странные и запутанные взаимоотношения Яворской с переводчицей Татьяной Львовной Щепкиной-Куперник и скандал, разгоревшийся в 1900 году в связи с постановкой в театре Суворина более чем провокационной пьесы «Контрабандисты», и вы поймёте, что при исследовании этой перенасыщенной событиями биографии для отделения истины от вымысла автору буквально требовался скальпель хирурга: столь тонка была грань, отделяющая одно от другого. 

«Яворская хотела в русском театре ролей и славы больших, чем стоила по объёму и содержанию своего таланта… и получила славу меньшую, чем заслуживала» – таков вердикт известного театрального критика Николая Эфроса. 

Безусловно, книга эта будет интересна всем, кого волнует история русского театра. Но вот кто получил бы от неё максимальную пользу – так это юные особы, бредящие актёрской карьерой. Увы, они таких книг в большинстве своём не читают. И совершенно напрасно. 

Марина ОБОЛЕНСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Марина Оболенская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS