Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Взвешенное «избранное»

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Александр Боровский. Близкое чтение. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 288 с.: ил.

Книга искусствоведа Александра Боровского, вышедшая в активно прирастающей серии «Очерки визуальности», сделана в любимом жанре арт-критиков – сборнике статей, писавшихся к выставкам. Ничего плохого в этом нет – те, кто заработал имя, нередко выпускают «избранное» из своих лучших текстов – в итоге получается гид по эволюционировавшим или, наоборот, стабильным взглядам автора. Боровскому присущ, скорее, объединяющий взгляд, хотя книга составлена из абсолютно разных героев: с одной стороны, он пишет о художниках своей юности и взросления – представителях неформального советского искусства – о Гороховском, Янкилевском, Гаврильчике, Бачурине – не таких резких, как фигуры соц-арта Комар с Меламидом, однако тоже не любивших советскую власть и довольно неприглядно изображавших жизнь вокруг. Одновременно в сборнике есть статьи и про современных героев – Алексея Беляева-Гинтовта и группу AES+F, которые, не соглашусь тут с автором книги, совершенно неироничны и пропагандируют новый «большой стиль». И хотя деятелей советского подполья в книжке заметно больше, Боровский даже их, существовавших на контрасте с советской эстетикой и теперь малоинтересных, хвалит не за перверсии – которым всегда так рады критики, – а ищет тяготение если не к идеалу, то хотя бы к норме. Увы, подобный взгляд сейчас – редкость: большинство журналистов впадает в радостный транс при виде заспиртованной в формалине коровы или разрезанного поросёнка – и путает отвращение и шок с эстетическим чувством. Боровский же умудряется увидеть в графике Башлыкова контуры библейских фигур, у Пузенкова – внимательное и серьёзное отношение к зрителю. Другой вопрос, насколько это соотносится с реальностью, однако попытка найти что-нибудь жизнеутверждающее в нарочито негероическом должна быть засчитана.

В остальном различия с арт-сообществом у Боровского минимальны. Его тексты рассчитаны в первую очередь  на восприятие коллегами-арткритиками. Он пишет условным языком для узкого круга – подобно тому, как взрослые изобретают специальный язык, чтобы общаться с маленькими детьми: только вместо «уси» – дискурс, а вместо «пуси» – нарратив. Не пугает коллег парадоксами и неожиданными выводами и не выходит за рамки их общей картины мира, согласно которой любить советских официальных живописцев – дурной тон, а неофициальных «гонимых» художников – хороший. Однако его плавная речь и взвешенные оценки не должны расслаблять. Мы уже знаем: если кто-то из нынешнего искусствоведческого ареопага вдруг попробует взять на себя слишком много, Боровский вполне может «вдарить» по ним – как взрослый ремнём – тем же, к примеру, Беляевым-Гинтовтом, победителем прошлогодней премии Кандинского, которому он, несмотря на весь праведный гнев арт-тусовки, не убоялся в качестве члена жюри присудить главный приз. Потому что мода проходит вместе с теми критиками, которые её поддерживают, а «скучные» истинные ценности остаются. К счастью, навсегда.

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Обсудить в группе Telegram

Ксения Воротынцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS