Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 марта 2017 г.
  4. № 11 (6590) (22.03.2017)
Колумнисты

Взять и отменить

22 марта 2017

Что ещё поменять в образовании?

Век живи – век учись, и всегда есть шанс узнать что-нибудь новенькое. Вот и я, благодаря дочке, которая заканчивает одиннадцатый класс, вдруг узнала, что средней образовательной школы больше нет.

Как нет – стоят же здания, выдают аттестаты, принимают ЕГЭ? Это есть, а общего среднего образования – нет. Ребята в течение одного, а наиболее предусмотрительные – и двух лет занимаются только теми предметами, которые будут сдавать на ЕГЭ. Школа им споспешествует: есть специализированные классы – филологические, математические, то, сё. Во многих школах «ненужные» предметы проходят в 9–10-м классах, а последний год освобождают для нужных: хочешь – на курсы ходи, хочешь в школе учись, хочешь – переведись на домашнее обучение или прими «индивидуальный план» и трудись с репетитором. Остаётся математика, но она в непрофильном варианте – лёгкая.

Что получается? Государство тратит гигантские деньги на преподавание школярам всяких предметов, которые они даже не имеют намерения учить. Дети, которым не нужна, положим, биология или литература, смотрят на всё это, как на бубнёж радио, которое невозможно выключить и надо терпеть.

На сложившееся положение организаторы образования, по-моему, боятся взглянуть прямо. В итоге детям преподносится урок симулякра.

Возможны два решения. Первое. Ввести экзамены по всем предметам, как было когда-то. Очевидно, эти экзамены не могут быть столь серьёзными, как нынешний ЕГЭ. Сегодня, например, от сдающего ЕГЭ по истории требуются сведения, многократно превышающие те, что получали мы, выпускники ныне нещадно идеализируемой советской школы. Но поверхностные сведения заставить их получить можно.

Но вот нужно ли? Обладает ли какой-то сверхценностью винегрет из схоластической чепухи, который на момент выпуска из школы пузырился в голове, положим, у меня или иного выпускника той давней поры? Принято считать, что обладает, но никаких рацио­нальных доказательств нет в наличии. Я, например, по сию пору могу продекламировать законы Ньютона – и что? Для получения технического образования – ничтожно мало, для жизни – бесполезно.

По моим наблюдениям, подлинно общее образование, т.е. набор сведений и единая картина мира, свойственная современным людям, независимо от профессии, кончается примерно на уровне советской восьмилетки. Кстати, было бы полезно провести соответствующее исследование – оно открыло бы много скандального. Например, мои сотрудницы, учившиеся в советской школе, не помнят закон сохранения энергии и сколько было мировых войн.

Поэтому я бы пошла по второму пути. Все вместе учатся восемь-девять лет. Без специализации. Это общее образование. Цель: научить писать, читать с пониманием и полюбить чтение, узнать кое-что из истории и научиться гордиться своей страной, приобрести общие сведения из естественных наук. Всё. Потом все уходят получать среднее специальное образование. Оно должно стать социальной нормой – практичное, без многолетнего сидения, без симулякров. Дальше можно идти работать, а можно – в вуз. Тогда и выбор вуза будет более осмысленным. Вообще для большинства производимых в обществе работ и нужно среднее специальное образование. Высшее требуется для создания нового, а среднее – для действия по известным прописям. Сейчас всё смешалось – в жизни и головах, но, по существу, это так.

Я зову во тьму невежества? Но разве нынче школа – единственный светоч премудрости? Учитесь на курсах, в том числе онлайн, ходите в музеи, посещайте экскурсии, читайте книги. И это будет уже не принудительный симулякр, а личная инициатива.

Отменить старшие классы, по моему убеждению, означает сэкономить народные деньги и перестать развращать молодёжь приучением к имитации и симулякрам.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Татьяна Воеводина

Воеводина Татьяна Владимировна родилась в г. Ко... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто сменит миротворца?

    30.04.2025
  • Дай миллион!

    23.04.2025
  • Опиум и тарифы

    16.04.2025
  • Где взять механизаторов?

    10.04.2025
  • Безумие?

    09.04.2025
  • Великий магнат

    236 голосов
  • Чья Победа?

    188 голосов
  • Пролетая над пропастью во ржи

    187 голосов
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Двадцать тысяч лет над Землей

    148 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS