Экспозиция приурочена к 130-летию со дня рождения поэта и является совместным проектом Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля и Государственного музея В.В. Маяковского. Объединив усилия и фонды, организаторы постарались охватить всю творческую и личную жизнь поэта, показав его разные грани – от «нахала в жёлтой кофте» до «человека большого РОСТА».
Взаимоотношения поэта со словами, с властью, с единомышленниками и публикой, с женщинами и вечностью – всё это нашло отражение в экспонатах, среди которых есть поистине уникальные. Среди представленных на выставке реликвий – оригиналы фотографий, рукописи и рисунки, прижизненные издания и личные вещи Владимира Маяковского – всего около трёхсот предметов. Есть среди них бесконечно трогательные – например, кусочек ткани, из которой была пошита та самая знаменитая жёлтая рубашка; один из первых галстуков – лента, одолженная молодым поэтом у сестры; золотые кольца-печатки Маяковского и Брик – на кольце поэта буквы «Л», «Ю», «Б» расположены треугольником, так, что получается бесконечно повторяющееся слово «люблю»...
Вообще тема отношений поэта и его музы занимает особое место на выставке. Их совместные фотографии, карандашный набросок портрета Лили Брик, который Маяковский сделал в своём блокноте, милые записки, сопровождаемые наивными, словно созданными ребёнком рисунками... Это – один из многих образов Маяковского – Щен (как он подписывался, обращаясь к возлюбленной), который так непросто совместить в сознании с образом поэта-гиганта, навсегда изменившего русскую литературу.
Также среди наиболее ценных экспонатов – записные книжки Владимира Маяковского, в которых личные записи соседствуют с набросками стихов.
Большая часть выставки – изобразительные материалы: здесь есть и «Окна сатиры РОСТА» (а также трафареты, с помощью которых они рисовались), и знаменитые рекламные плакаты Маяковского для Моссельпрома, Резинотреста и ГУМа, и карикатуры Кукрыниксов на футуристов, и афиши выступлений, и эскизы костюмов и декораций к «Мистерии-буфф», и множество иллюстраций к произведениям Маяковского – как художников ХХ века, так и современных.
Один из залов занимает творческая лаборатория «Арт-Маяк» – здесь представлено несколько современных инсталляций, но, возможно, на протяжении работы выставки они дополнятся и другими экспонатами: организаторы приглашают к сотрудничеству художников, вдохновляющихся творчеством Владимира Маяковского и переосмысляющих его. Думается, «виновнику торжества» это понравилось бы: ведь он и придумал формат интерактивной выставки, отчитываясь за 20 лет своей работы в 1930-м. Название нынешней, юбилейной экспозиции тоже, к слову, придумал сам поэт: оно отсылает нас к его одноимённой статье.
Что ж, с таким «соавтором» просто невозможно было создать что-то скучное и казённое. Выставка получилась очень живой и эмоционально насыщенной.
Открыть для себя разных Маяковских и найти «своего» можно до 14 января 2024 года по адресу: Дом Любощинских – Вернадских, Зубовский бульвар, 15, стр. 1
Прямая речь
Лариса Алексеева, заведующая отделом «Музей истории литературы ХХ века», куратор выставки «О разных Маяковских»:
– Маяковский – человек и поэт, в истории которого были грандиозные события: и война, и революция, и громада-любовь, и трагическая смерть. Поэтому, наверное, он нам до сих пор так близок и понятен. И при всей его разности – это удивительный, уникальный, яркий талант.
Самое ценное из экспонатов – то, что выставляется очень редко, – записные книжки Маяковского. Это уникальный материал. Он носил эти книжки в кармане, записывал в них строчки стихов и имена и телефоны знакомых и друзей, рисовал... По ним можно проследить этапы создания произведений. У нас на выставке представлено семь записных книжек разных периодов – от первой до последней.