Л.В. Кириллина. Глюк.
– М.: Молодая гвардия, 2018. – 380[4] с.:
ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.;
вып. 1760)
Во-первых, сама личность Кристофа Виллибальда Глюка, гениального композитора, оперного реформатора, без преувеличения, определившего дальнейшие пути развития музыкального искусства, для многих является таинственной и загадочной. До сих пор подробной и достоверной биографии Глюка на русском языке вообще не было, и образованные, но далёкие от музыки читатели воспринимали его скорее героем Эрнста Теодора Амадея Гофмана из знаменитой новеллы «Кавалер Глюк», чем реальным человеком. Ныне вышедшая в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» книга помогает Глюку наконец-то «обрести плоть».
Во-вторых, перед нами не просто биография (кто-то по незнанию может добавить: «научная и скучная»). Нет! Перед нами яркий захватывающий роман, написанный блестящим литературным языком. Чего стоят лишь некоторые названия глав: «Музы и пушки», «Веселье по-французски», «Балетные страсти», «Священные чудовища традиций», «О реформах и революциях», «Глюк и Сальери», «Голос Бога вдалеке»…
Автор – Лариса Кириллина – давно известна и любима читателями; её книги в той же серии «ЖЗЛ» о Бетховене и Генделе стали настоящей классикой жанра. Она – профессор Московской консерватории, удивительным образом превращает биографическое повествование в сюжет, достойный пера Александра Дюма-отца, и в то же время умело оперирует энциклопедически точной достоверной информацией и богатейшей исторической фактурой.
Мы тут же узнаём, что во времена Глюка именно в театре «находился эпицентр бурлящей творческой энергии, создавались и рушились карьеры, велись ожесточенные схватки за влияние на сердца и помыслы современников, будь то короли и вельможи или прямодушная публика с галёрки». Перед нами разворачивается история о самом «властелине театра», о том, как сыну княжеского лесника «с детства и юности были тесны существующие сословные и духовные рамки. Его тянуло к нарушению запретов, к выходу за предначертанные границы, к чему-то великому, новому и неизвестному. Он никогда не довольствовался достигнутым, а неуклонно двигался вперёд, охватывая новые для себя сферы деятельности и создавая внутри них собственные законы и правила».
Ромен Роллан писал о Глюке: «…одна из тайн неотразимого очарования его искусства заключается в том, что от него исходит аромат нравственного благородства, честности, добродетели».
Остаётся только пожелать всем приятного – нет, приятнейшего! – чтения.
Мария Залесская